В. РЯБУШИНСКИЙ:
Всех людей по тому, как они относятся к собственности,.можно разделить на 5 групп: 4 активных и одну пассивную.
Первая группа - хозяева в душе, работящие, бережливые, деловитые.
Они организаторы труда, созидатели ценностей, накопители мировых богатств.
Вторая группа - святые, бескорыстные, неприхотливые, невзыскательные.
Для них житейские блага не имеют никакого значения.
Третья группа - завистники, люди озлобленные и бесплодные, тип, дальнейшего пояснения не требующий.
Четвертая группа - бесхозяйственные люди, безалаберные, лишенные делового чутья и понимания, бездарные, бестолковые, ленивые, расточительные. Сюда же нужно отнести фантазеров, далеких от жизни теоретиков и наивных мечтателей. Назовем эту группу условно неудачниками.
Означенные 4 основных типа в чистом виде редко встречаются, и обыкновенно в жизни приходится иметь дело с людьми сложной психики, являющейся смешением этих типов в разных сочетаниях и в разных пропорциях. Возьмем для примера социалистическое настроение. Оно получается из соединения зависти и бесхозяйственности; преобладание первой дает социал-демократов, преобладание второй – социалистов-революционеров.
Очень редко, но очень ценно слияние святого и хозяина в одном лице.
Образцом такого сочетания являются первые игумены старых северно-русских монастырей.
Пятая группа - это пассивное большинство, не имеющее ни определенных мнений, ни определенных убеждений, совершенно неустойчивое в своих настроениях. Эта бесформенная масса способна примкнуть к любой из вышеупомянутых активных групп – сегодня к одной, завтра к другой.
В Америке сейчас господствует идея «хозяина»; В России - идея «завистника и неудачника». Отчасти это вызвано тем, что русский бесхозяйственный человек чрезвычайно самодоволен и самовлюблен, поэтому часто напорист в жизни и энергичен в споре. Талант у нас в России скромнее, чем бездарность. У европейцев – скорее наоборот. Западные завистник тоже менее самоуверен, агрессивен и нахрапист, чем русский. Кто, например, не знает у нас одну из его разновидностей – «обличителя, вечного искателя чужих ошибок и проступков, вздорного, мелочного, придирчивого, пристрастного и всегда бестолкового. За границей этот тип менее известен. Зато у нас, как бы в противовес ему, еще сохранилось понимание хозяйственной святости и память о ней. Все это так же, как и представление о хозяйственном грехе, почти пропало на Западе.
Сложна и полна противоречий природа русского человека, и «хозяин» не составляет в этом исключения. Классический его тип до сих пор сохраняется в лице хозяйственного великорусского мужика. Кто знает этого упорного стяжателя, прижимистого, твердого, настойчивого в труде, смекалистого, ловкого, часто очень одаренного, но одновременно обуянного большой духовной гордостью, тот поймет, что не всегда ему легко склонять свою умную, но упрямую и обуреваемую соблазнами голову перед заповедями Христа.
Такими и были наши предки. Несмотря на постоянные нелады, ссоры и взаимное недоброжелательство между верхами и низами старого русского торгово-промышленного класса, чувствовалось все-таки что-то общее во всех, от именитых людей Строгановых до мелких торгашей.
Оттеснение, после Петра Великого, занятия торгово-промышленной деятельностью на низшую ступень социальной лестницы в империи было ошибкой с государственной точки зрения; но зато оно сохранило чистоту и единство типа.
Так продолжалось до тех пор, пока приход капитализма и вторжение новых, социалистических идей не поставили русских людей перед лицом изменившихся отношений и новых факторов.
Завистники получили, наконец то, чего они так долго добивались и от чего церковь их удерживала, а именно: теоретическое обоснование права на зависть, ее оправдание.
Бесхозяйственность вместо разбойничьих атаманов и самозванцев нашла новых вождей в лице социалистических пророков и слилась с завистью.
Идея святости и идея хозяина, такие различные по заданию и по осуществлению, обе стали подвергаться яростным нападкам.
Началась борьба за массу безразличных. Положение «хозяев» сразу стало очень тяжелым, так как большая часть «безразличной» интеллигенции быстро примкнула к союзу завистников и неудачников. К этому присоединился еще раскол в группе хозяев, и народная стихия сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее стала уходить из-под влияния их идеологии. Смысл раскола заключался в том, что верхи хозяйского класса духовно оторвались от его низов и, перестав ими идейно руководить, отдали хозяйчиков во власть чуждым и враждебным влияниям.
Но если во всякой социальной группе верхушка является местом, где идеология класса разрабатывается и оформляется, то низы остаются хранителями преданий и духа; разрыв духовной связи с ними лишает верхи притока жизненных соков и обрекает их на увядание. Картину такого увядания дает история почти каждого Московского большого купеческого рода. Обыкновенно она протекала так.
Основатель фирмы, выйдя из народной толщи, сохранял до самой смерти тот уклад жизни, в котором он вырос, несмотря на то, что он уже являлся обладателем значительного состояния. Конечно, в его быту все было лучше и обильнее, чем раньше, но, в сущности, то же самое. Хозяин не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни духовно иным, чем рабочие его фабрики. Он очень гордился тем, что вокруг него «кормится много народа".
Такое настроение сохранялось и во втором поколении. Сын основателя дела обыкновенно во многом походил на отца, часто превосходя его, однако, талантливостью, размахом и умом; он-то и выводил фирму на широкую дорогу, делая ее известной на всю Россию. При нем жизненый обиход становился, конечно, иным; простота исчезала и заводилась роскошь, но зато очень развивалась благотворительная деятельность: строились церкви, школы, клиники, богадельни.
Гибельный не только для идей, но впоследствии для самого существования собственности в России разрыв завершился при внуке основателя рода.
Люди двух предшествовавших поколений учились на медные гроши, но много читали и думали, особенно сын. Внук кончает университет, говорит на трех иностранных языках, изъездил весь мир, умен и талантлив, но душа у него раздвоена. Старый идеал «благочестивого богача» кажется ему наивным; быть богачом неблагочестивым, сухим, жестким, как учит Запад, - душа не принимает; остановиться всецело на мирской «святости» гуманизма и социализма мешает знание жизни; а все-таки начинает казаться, что другого выхода нет. В результате - горькое разочарование, ибо унаследованный от предков беспощадный и острый мужичий ум, несмотря на гипноз окружающей интеллигентской среды, не может не видеть того, что в светской «святости» социализма мудрости змия совсем нет, а от голубиной кротости остались одни жалкие отребья.
Печален бывал иногда конец кающегося купца.
Сын его, правнук родоначальника, за отцом не идет и проникается всецело трезвым миросозерцанием западного капиталиста конца XIX века. Рассуждает он так: «я реалист, а не мечтатель, как бедный отец; да чего греха таить, и покойный дед был со странностями. Штрафами, неумолимым увольнением неспособных рабочих он добился того, что его товар стал почти беспорочным, выше всех по качеству. Конечно, есть недовольные, бедные, социалисты, анархисты; но буржуазный строй прочен; мне самому и защищаться не нужно, на то есть полиция и войска ... »
Трезвый ум обманул реалиста: пришли большевики, и его «счастье» превратилось в миф; это часто бывает с трезвыми умами.
Нельзя сказать, чтобы в начале хх столетия верхи хозяйского класса состояли только из чиновников и кающихся купцов; как раз в последние годы стали выступать и заставили себя выслушивать люди, почерпнувшие в идеалах дедов веру в идею «хозяина»; но ЭТИ люди опоздали... или пришли слишком рано: удержать лавину они, конечно, не смогли, и старый русский купец - хозяйственно погиб в революции также, как погиб в ней старый русский барин.
Что же касается до хозяйчика, то он еще задолго до воцарения коммунизма оплеванный и часто оклеветанный, был лишен всякого общественного сочувствия. Всеми фибрами своей души этот трудолюб чувствовал свою полезность, а ему твердили, что он «паразит». Немудрено, что во время большевистского переворота и непосредственно после него так называемый кулак соблазнился и лукавил.
Разорением, трупами, неслыханным унижением, голодом и холодом заплатил хозяйственный мужик за временную измену идее хозяина; но все-таки выжил ...
… Если когда-нибудь коммунистический шквал налетит на Великобританию и Соединенные Штаты, то, может быть, потрясется весь мир, но и тогда не заколеблется освобожденная от большевиков Россия. Дорогую цену платим мы за проверку экономических аксиом, но усваиваем их теперь твердо: выстраданную идею собственности русский народ никогда больше не отдаст.
Журнал «Pусский КОЛОКОЛ», N4.
Издавался в Риге в 1928-1929 годах.
«Третье ссословие», №12, !994г