Социальная динамика следующих поколений, начавших свою карьеру в условиях, когда предпринимательство получило общественное признание и приток в сферу резко усилился, приобрела более ровный характер. Тем не менее, со сменой поколений в бизнесе также связано появление новых громких имен и примеров успешных предпринимательских карьер. В выборку исследования оказались включенными несколько представителей следующей генерации, чей предпринимательский потенциал оценивается очень высоко. Среди них - Р.Варданян (один из основателей крупной инвестиционной компании "Тройка-Диалог", возглавивший в 2002 г. "Росгосстрах"; в 2003 г. был включен в список 25 восходящих звезд нового поколения, составленный журналом Fortune), Ю.Исмагилов (бывший председатель правления банка "Кредит-Москва", в 2001 г. попробовал себя на посту замминистра финансов Московской области, но потом вернулся в банковскую сферу, войдя в руководство Среднерусского банка Сбербанка России).
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов, касающихся сферы предпринимательства в целом.
1. Прошедшее десятилетие было периодом интенсивного становления "нового российского бизнеса". В социально-экономической структуре общества сформировался и укоренился слой, органически связанный с рыночной экономикой и призванный стать ее массовой социальной опорой.
2. Исследуемый период времени оказался успешным для большинства участников исследования. Социальная динамика успешных предпринимателей свидетельствует, что бизнес дает достаточно широкие возможности для вертикальной социальной мобильности.
3. В последние годы в бизнесе наблюдается изменение источников рекрутирования: в предпринимательство приходит все больше людей, социально связанных с этой средой, профессионально подготовленных, ориентированных на долгосрочные бизнес-проекты. Основную массу составляет молодежь, как правило, получившая образование, востребованное в бизнесе.
4. Новым генерациям предпринимателей присущи большие прагматизм и рационализм. По менталитету, мотивациям они достаточно сильно отличаются от первых поколений российского бизнеса, во многом "романтиков" и "авантюристов". Это обусловлено прежде всего ужесточением отбора желающих заниматься бизнесом. Барьер вхождения в него поднялся, сам бизнес стал жестче в силу резко усилившееся конкуренции, в результате оказался востребован именно такой тип предпринимателя: рационально мыслящего, прагматичного, нацеленного на результат, профессионально подготовленного.
Не столь интересное с точки зрения разнообразия психологических типов, каким отличались поколения "первопроходцев", новое пополнение, тем не менее, выглядит более приспособленным к изменившимся условиям функционирования. Данные исследования уже выявили признаки большей успешности молодых предпринимателей. Есть все предпосылки для развития этой тенденции.
На этом фоне постепенно маргинализируются типы предпринимателей, характерные для первых этапов становления российского бизнеса ("аферист", "спекулянт", "новый русский").
5. У опрошенных предпринимателей есть ощущение, что российский бизнес становится более цивилизованным и респектабельным. Развернутой аргументации этого не прозвучало, но в целом есть основания говорить о повышении деловой культуры. Единственным рациональным объяснением служило сокращение проявлений открытого криминала в бизнесе. Косвенно это подтверждается улучшением общественного имиджа российского бизнеса.
6. Процесс формирования бизнес-сообщества в России протекает достаточно противоречиво, о чем свидетельствует заметное расхождение мнений по этому вопросу. Но чаще всего решение проблемы связывается со сменой поколений российского бизнеса.
7. Профессиональные и деловые качества современных российских предпринимателей получили высокую оценку респондентов, но при этом признается, что существуют различия между российским и западным предпринимательскими типами, и они будут сохраняться до тех пор, пока не произойдет выравнивания условий функционирования бизнеса в России и на Западе.
8. Опрос показал устойчивость ценностных и мотивационных установок предпринимательской деятельности. Основными остаются возможность самореализации, достижение материального благополучия, интересная работа, независимость. В то же время появилось более инструменталистское отношение к деньгам - скорее как к средству реализации стратегических задач развития бизнеса.
9. Несколько изменился набор условий для успешного бизнеса. Сейчас для успеха необходимо сочетание финансовых и интеллектуальных ресурсов: без серьезной финансовой базы сейчас не будет работать ни одна самая перспективная идея, тогда как раньше могла хватать какого-то одного ресурса. Успех, основанный на новаторстве, характерный для российского бизнеса в начальный период его становления, все больше уступает место успеху на базе компетентности. Исключение составляют отрасли, в который новаторство составляет смысл существования, прежде всего отрасли высоких технологий и информатики.
10. Существенно повысилась роль профессиональной подготовки и качества менеджмента в достижении хороших результатов в бизнесе.
11. В то же время условия функционирования бизнеса остаются пока не самыми благоприятными, о чем свидетельствуют многочисленность неудачных карьер и неустойчивость состава слоя. Ведение бизнеса в России по-прежнему сопряжено с большими рисками и издержками, в том числе психологическими.
12. Среди главных проблем бизнеса остаются несовершенство законодательства, отсутствие благоприятной конкурентной среды. Бизнес ощущает растущее давление со стороны государства и начинает воспринимать последнее как главный источник внешних угроз своему существованию.
13. Особые опасения у предпринимателей вызывает участившееся использование силовых структур, действующих под "крышей" государства, в "переделе собственности" на всех уровнях. У предпринимателей наблюдается усиление чувства незащищенности перед внешним давлением.
14. Острейшей проблемой являются возросшие масштабы коррупции. В то же время отношение к этому явлению приобрело более терпимый характер, поскольку выработались адаптационные механизмы и восприятие взяточничества как общепринятой "нормы" взаимоотношений с государственной бюрократией и чиновничеством.
15. Уровень криминализированности предпринимательской сферы, по наблюдениям участников опроса, в целом снизился: стало меньше проявлений "открытого криминал", бывшего особенно активным в период захвата рынков.
В то же время криминал в бизнесе как явление не изжит: произошла лишь трансформация его характера и действующих лиц. Сейчас главным "криминальным авторитетом" предприниматели считают государство, основной разновидностью приминала - "государственный рэкет" в форме взяточничества, главным исполнителем - коррумпированное чиновничество и государственные силовые структуры.
Бунин И. Крупным бизнесменам путь в политику закрыт. - Новая газета, 2003, 31 июля.
Макаркин А. Политико-экономические кланы современной России. - М.: Центр политических технологий, 2003.
Бунин И. Рвутся ли олигархи к рулю? - Труд, 2003, 16 мая.
Бунин И. Власть и бизнес в современной России. - Представитель власти, 2002, №28, декабрь.
Зудин А. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине). - Pro et Contra, 2001, №4, осень.
Зудин А.Частное предпринимательство в России: перспективы общественной легитимации. - Мировая экономика и международные отношения, 2000, №10.
Зудин А. Власть и бизнес. Новейшая история. - Ведомости, 2000, 3 августа.
Зудин А. (З.Алексеев). Никто не любит олигархов. - Ведомости, 2000, 3 августа.
Зудин А. Бизнес-ассоциации: что, где, когда. - Ведомости, 2000, 22 июня.
Бунин И. Элита может быть смыта. - Версты, 1999, 16-18 октября.
Образ предпринимателя в новой России/ Колл. авторов. М.: Центр политических технологий, 1998.
Радаев В.В.. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М.: Центр политических технологий, 1997.
Зудин А. Социальная организация российского бизнеса: от сегментации к дуализму. - Куда идет Россия? М.: 1997.
Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. М.: Центр политических технологий, 1997.
Общественные (некоммерческие) объединения предприятий и предпринимателей России. Справочник. М.: Центр политических технологий, 1997.
Бунин И. Бизнес-элита и российское общество. - Власть, 1996, №9.
Зудин А. Бизнес и политика в посткоммунистической России. - Мировая экономика и международные отношения, 1996, №3-5.
Бизнесмены России: 40 историй успеха. М.: ОКО, 1994.
Бунин И. "Новые русские" без ретуши. - Власть, 1994, №1.
2004 год
[1] См.: И.М.Бунин. Новые российские предприниматели. - В кн.: Бизнесмены России: 40 историй успеха М.: ОКО, 1994, с.395.
|