ГАЗЕТА ОСНОВАНА АЛЕКСЕЕМ АДЖУБЕЕМ В 1991 ГОДУ

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
       Возобновленное издание 1(18)

Сентябрь 2009

БИЗНЕСМЕНЫ РОССИИ:10 ЛЕТ СПУСТЯ

Устойчивость ценностных и мотивационных установок

Результаты опроса показывают, система ценностей и мотиваций предпринимателей за прошедший период не претерпела заметных изменений: в числе главных респонденты перечислили хорошо известные компоненты: возможность самореализации - проявления своих способностей и реализации личностного потенциала; материальное благополучие; интересная работа; независимость.

Любопытно, что тема социальной ответственности бизнеса, значимая для респондентов при опросе несколько лет назад и широко обсуждаемая в настоящее время в бизнес-союзах, сейчас практически не прозвучала: ее отголоски можно было обнаружить лишь в связи с задачей материального обеспечения семьи. Отчасти это объясняется "омассовлением" профессии предпринимателя: он перестает восприниматься - и воспринимать себя - как нечто исключительное для общества и/или как "последняя надежда" для окружающих. Этот факт может свидетельствовать и о том, что данная тема на самом деле менее актуальна в среде "рядовых предпринимателей", чем это стремится представить руководство корпоративных организаций, реагируя на посыл, идущий от власти, ожидающей от бизнес-сообщества именно такой реакции.

Как правило, перечисленные ценности назывались респондентами в тесной взаимосвязи, без очевидного доминирования какого-либо одного элемента.

Я приобрел самоуважение, свободу, гордость. Если я был раньше одним из стада, то теперь я более независим, мне чего-то терять не хочется. Я уже в лагерь не пойду.

Это и определенное благосостояние, и масса возможностей, то, чего мы раньше не имели по многим причинам.

Я этим занимаюсь лет 12, для меня это уже жизнь. Это уже какая-то сложившаяся палитра степеней свобод, степеней ограничений.

Участники опроса не склонны отрицать значимости материальных интересов как движущего мотива бизнеса.

По большому счету, бизнес - это зарабатывание денег. Если люди не зарабатывают деньги, это не предприниматели.

Вместе с тем, приобретенный за годы предпринимательской деятельности опыт сформировал и закрепил у респондентов отношение к деньгам, прежде всего, как инструменту, дающему возможность решать все остальные задачи, включая самореализацию.

Деньги никогда не были самоцелью. Деньги - это средство, это инструмент реализации каких-то определенных потребностей. Сейчас у меня те же потребности и остались, ничего не изменилось, я не поменял свои приоритеты, не поменял ценности.

Я считаю, что деньги должны быть, чтобы человек мог реализовать то, что ему реально нужно для жизни, обеспечить своих детей, но делать из этого культ, особенно зарубаться на этом - нет, по крайней мере, для меня.

Мне кажется, что погоня за деньгами - это, в каком-то смысле, самообман: погоня за деньгами и наличие этих денег абсолютно не дают никаких ключей к решению тех вопросов, которые встают в жизни у нормального человека, мыслящего.

О том, насколько важную роль в предпринимательской мотивации играет возможность самореализации, свидетельствуют озвученные в одном из интервью причины отказа респондента от престижной должности в государственной структуре, которую он некоторое время занимал, оставив успешный бизнес.

У меня в процессе прохождения госслужбы обнаруживалось резкое несоответствие должности, возможности и влияния, несоответствие в обратную сторону от общепринятых, т.е. влияние достаточно большее, чем должность и возможность. Я личность довольно известная, и мой брэнд работает гораздо лучше любых должностей, и поэтому какие-то вещи не были достигнуты: Приходилось доказывать то, что не требовало доказательств, грубо говоря, приходилось постоянно насиловать собственный организм и собственную психику, для того чтобы достичь результата:Я не мог находиться в этом дискомфорте, поэтому и ушел.

Погоня за наживой, по мнению участников опроса, противоречит духу предпринимательства в его классическом понимании. Смысл рассуждений сводится к тому, что можно зарабатывать много денег, но не быть при этом предпринимателем. С этой точки зрения спекулянт в их глазах не выглядит "истинным" предпринимателем.

Надо различать, что есть просто личный материальный успех, это другое.

С этих позиций цели и мотивы предпринимательской деятельности в значительной степени совпадают. Все это, в представлении участников опроса, сводится к общей формуле реализации некой идеи, обеспечивающей материальное благополучие.

Представления об "успехе в бизнесе" и самооценка

Главным показателем успеха в бизнесе участники опроса считают то, насколько предпринимателю удалось реализовать цели, которые он ставил, начиная заниматься бизнесом. Примечательно, что отдельные опрошенные предприниматели склонны рассматривать "успех" как категорию из области морали.

Успех - это когда человек себя не потерял во время бизнеса, а, наоборот, сумел подняться над собой, улучшить себя, поумнеть, повысить образование, улучшить свой характер, мировоззрение, духовность свою повысить, людей, которые вокруг него, не обидеть.

Тем не менее, никто из опрошенных не отрицал значения финансовых показателей бизнеса и уровня материального благосостояния.

Критерий в бизнесе только один - измерительный.

В целом, опрос не обнаружил существенных расхождений взглядов и оценок предпринимателей в зависимости от масштабов их бизнеса. Это касалось и самооценок: все респонденты однозначно позиционировали себя как успешных предпринимателей, реализовавших тот круг задач, который они сами себе определили.

Все то, что я начинал, я все довел до логического завершения, и все это начало приносить доходы.

Лично у меня все нормально. Экономически и по-человечески я не чувствую себя ущербным.

Как видно из высказываний респондентов, высокая степень их удовлетворенности связана с выработанной в процессе деятельности установкой правильно оценивать свои ресурсы, в том числе личностные, и не ставить перед собой заведомо невыполнимых задач.

Мы должны просто-напросто концентрироваться на качественной работе и находить все новые и новые ниши для удовлетворения наших потребителей. И это не сразу, но это приходит

Я, конечно, не флагман российской экономики, но у меня все нормально, я нормально разложил свои коммерческие интересы.

Я определил свой уровень: я никогда не стану топом, но никогда и не опущусь ниже какой-то отметки. Меня вполне устраивает это. Поэтому я считаю, что я счастливый человек.

Условия, необходимые для успеха в бизнесе

Участники опроса убеждены, что в современном бизнесе набор условий для успеха в бизнесе, в принципе, остался тем же, что и десять лет назад, с той разницей, что несколько изменилась значимость отдельных его компонентов. Но главным остается заложенная в психологической структуре личности склонность к предпринимательству.

Должен быть ген предпринимателя, а если при его наличии у вас еще есть классное образование, то вам легче, если есть много денег, то вам еще легче. Это все просто упрощает задачу. Есть необходимые и достаточные условия. Вот необходимое - это наличие предпринимательского гена. А достаточных условий - сколько угодно

Есть набор факторов, которые влияют на успешность. Образование, коммуникабельность, стратегическое мышление, ум, деньги, их очень много этих факторов. И чем больше у вас этих факторов присутствует, тем больше у вас шансов.

Если ты пришел с большими деньгами или с очень хорошими идеями, или с прекрасным менеджментом, то удержаться легче, чем тем, кто этого не имеет.

Предпринимательская составляющая личности подразумевает готовность к риску. Уровень последней в значительной мере предопределяет потенциал предпринимателя создавать крупные бизнес-проекты. Показательна в этом плане формулировка одного из участников опроса - бывшего крупного предпринимателя, в настоящее время ведущего небольшой бизнес:

Я придумал для себя красивую фразу, почему я не стал олигархом: я был труслив и недальновиден.Где-то нужно было идти на серьезный, даже немного экстремальный риск - выпустить в 97 году акции на миллиард рублей сразу. Но я сделал много ошибок, я не взял в работу многое из того, что нужно было брать.

Любопытно, что в ходе интервью ни разу не прозвучал мотив "удачи" в бизнесе. По-видимому, многолетний опыт предпринимательской деятельности убедил респондентов не сильно надеяться на случай и рассчитывать только на себя, тем более сейчас, когда поддержание бизнеса в нормальном состоянии требует больших ресурсов и самоотдачи.

Работали по 24 часа в сутки, потому и успешные.

В то же время, сейчас все более важным фактором успеха в бизнесе становится профессиональная подготовка предпринимателя и занятых на его предприятии кадров. Это относится и к небольшому бизнесу, имеющему ограниченный кадровый ресурс.

Сейчас для того, чтобы добиться успеха, нужно, чтобы твои шаги были вполне обоснованные, то есть нужно образование; лучше, когда оно более разностороннее, а не узкая специализация. Сейчас не удастся просто так, как раньше: продать-перепродать.

Сегодня на первом плане стоят грамотность и опыт, знание того, как срабатывает бизнес, как строятся технологии ведения бизнеса, развития и т.д.

Для небольших фирм, как видно из высказываний респондентов, не утратили своего значения наличие и дух команды. Тем не менее, руководители мелких фирм отмечают здесь появление новых тенденций.

Сейчас произошла некая структуризация. Если раньше она была на товарищеско-семейном уровне, то сейчас уже вырисовалась некая структура: есть дифференциация, есть направления работы, не так как раньше, нужен был человек, который все может, сейчас уже специализация.

Сейчас бизнес, ориентированный, чтоб были свои люди, то есть на формирование ближнего круга, это не очень правильно.

Есть костяк, который гордится тем, что они здесь работают, костяк с которым у меня совсем другая субординация, не как у хозяина и наемного работника. Я этим иногда до слез горжусь. Это купить невозможно. Но это не весь коллектив. Он не может быть такой. И по мере роста больше будет тех, с кем отношения формальнее. Но костяк в такой на фирме должен быть.

Сходные тенденции наблюдают и бизнесмены более крупного масштаба.

Конечно, каждый человек на своем рабочем месте, в своей фирме любит свой коллектив как команду, но это немного другое. Мы говорим о команде единомышленников. Сейчас уже более по-другому, более сепаратно, т.е. не одна клетка, а 10 клеток - молекула сцепленных друг с другом, но каждый сам по себе.

При всех изменениях признается необходимость сохранения некоего структурирующего ядра. Выстраивание отношений внутри коллектива идет именно от этого ядра, в центре которого находится глава фирмы. Функции последнего, по наблюдениям респондентов, не претерпели изменений: это генерирование идей и разработка стратегии.

Первая - интуитивно находить правильно направление движения. И вторая функция - находить правильных людей. Искать дорогу и правильных людей, которые могут ее осилить.

Именно так респонденты понимают свою задачу и видят свое место в команде.

Я - скорее генератор, нежели реализатор, т.е., я могу придумать, я могу сказать, куда пойти. Но самому идти мне лень. Я скорее стратег, чем практик.

В крупных компаниях определяющим фактором успеха все больше становится эффективность управленческой команды. Это не значит, что такой проблемы нет в мелком бизнесе, но в крупных структурах вклад менеджмента в технологию успеха несоизмеримо выше.

Бизнес переживает много разных стадий, на которых важны разные ценности. На стартовой стадии менее важен менеджмент, а более важны предпринимательство, самоотверженность, команда. По мере того как бизнес растет, все большее значение приобретает эффективное управление, менеджмент.

Ряд наблюдений респондентов представляются весьма интересными с точки зрения раскрытия некоторых содержательных сторон процесса менеджеризации российского бизнеса.

Так, прозвучало мнение, что суть задач, решаемых менеджментом, не может не меняться по мере развития бизнеса и изменения условий внешней среды, но ряд атрибутов успешного менеджера остаются неизменными. Один из них связан с формированием команды.

Есть требование для ведения бизнеса, которое как было в 90-х годах, так и остается: хороший управленец тем и отличается, что он умеет заражать командным духом, умеет формировать какие-то группы, погашать внутренние конфликты. Они все равно будут, от них никуда не денешься, но ими надо уметь управлять, надо уметь плавать среди рифов. Это функция грамотного управленца, и у того лучше получается, у кого больше командного духа.

Одновременно прозвучали два противоречивых мнения относительно места и роли менеджеров в команде.

Между менеджментом и командой я бы не ставил знака равенства, они имеют разные свойства. Менеджмент - это профессиональные люди, которые профессионально управляют компанией. Часто известны такие компании, у которых классный менеджмент, но у которых, по большому счету, единой команды (под командой мы понимаем нечто большее, чем просто группа людей) нет. Эти люди и в отношениях между собой не очень:

Любопытно, что именно такой подход реализуется в компании респондента - автора приведенного высказывания, сумевшей за эти годы вырасти в крупную фирму и ставшей лидером в своей отрасли.

Мы изначально строили систему управления, которая позволяет, прежде всего, иметь эффективное управление, т.е. это предполагает, что незаменимых людей нет. Это было с самого начала. Есть более ценные люди - это ядро компании, понятно, что замена таких людей проходит более болезненно, но ничего смертельногоне будет: компания достаточно условно зависит от людей.

Ряд респондентов смотрят на проблему иначе и считают, ссылаясь на собственный и международный опыт, что именно на управленцев надо ориентироваться, формируя команду. Более того, считается, у современных управленцев самих есть потребность к объединению с целью усиления команды. Разделяющие это мнение участники опроса также имеют длительный и успешный опыт предпринимательской деятельности.

В каждом частном случае успешного бизнеса, рассмотренного в ходе исследования, результат достигался разными путями и методами, но в основе всего неизменно лежала стратегия, ориентированная на развитие и успех. Респонденты убеждены, что отсутствие такой ориентации ведет к деградации бизнеса и несостоятельности в качестве предпринимателя.

С этой точки зрения очень показательно высказывание респондента, имеющего достаточно непростой и продолжительный предпринимательский опыт. По его собственным словам, он поставил "диагноз" одному из своих знакомых, предполагавших открыть "свое дело":

Он говорит мне: что ж ты на работе с 9 утра и до 10 вечера, там все идет по накатанной, ты же можешь раз в месяц приходить, брать свой сверток и жить на даче в кайф. Мне просто смешно было, когда он это сказал. Я понял, что у него никогда не будет своего бизнеса, это в принципе невозможно. И не потому, что если я месяц приходить не буду на работу, там все развалится: ничего там не развалится, все будет работать. Но все будет работать на уровне сегодняшнего дня, не будет стратегии. Она может быть и маленькой. А значит, что потом будет застой, и пойдет:

Влияние бизнеса на личность предпринимателя

Участники опроса признают, что занятие бизнесом оказывает сильное влияние на личность предпринимателя,его взгляды и характер.

Бизнес очень сильно влияет на человека изнутри. Кто-то становится авторитарнее, кто-то наоборот. Но это влияние все равно закладывается раньше. Потом просто больше кристаллизуется. Вообще бизнес - это экстремальные ситуации, а когда ты находишься постоянно в экстремальной ситуации, то высвечиваются самые лучшие и худшие качества, которые заложены в человеке изнутри, если в тебе их нет, то ничего не произойдет.

Часть респондентов сами признают, что бизнес сделал их жестче, прагматичнее, приземленнее. Отчасти это начинает переноситься на сферу взаимоотношений с ближайшим окружением, но не расценивается как слабость или негатив. Это, скорее неизбежная плата за благополучие.

Мне стало легче, а близкие вынуждены были принять, хотя это им не нравится. Для меня это более открытая и более комфортная среда, я больше уверен в себе, я меньше завишу от семейных обстоятельств, все это у меня порождает силу, а у членов семьи порождает слабость и для них это дискомфорт, все это им не нравится, но они вынужденно принимают это.

Еще более показательно другое высказывание руководителя очень успешной крупной компании

Я избавился от демократических принципов, приобрел диктаторские, не деспотические, а диктаторские принципы, поменялась моя философия жизни. Я был демократом, уважал коллегиальность, - сейчас я ее не очень уважаю. Массу вещей, которых я раньше не понимал, бизнес внедрил мне в мозги в виде постулатов.


заключение

Суммируя полученную в ходе исследования информацию, можно получить картину того, как складывалась судьба первых поколений российских предпринимателей.

Для поколений, пришедших в бизнес до 1990 г., характерна сильная поляризация социальной динамики. В них зафиксировано самое большое число драматически прерванных карьер, и одновременно они дают множество примеров яркого успеха в бизнесе.

Это наблюдение подтверждает и судьба героев книги "Бизнесмены России: 40 историйуспеха": многие громкие имена в современном российском бизнесе - это те, кого в книге называют "самыми первыми" (К.Бендукидзе, О.Киселев, М.Ходорковский, М.Юрьев, Ю.Айзеншпис). И в то же время среди героев книги двое погибли и столько же эмигрировали, трое исчезли с криминалом, один ушел в частную жизнь. Каждый четвертый предприниматель, включенный в книгу, сохранил свой высокий предпринимательский статус, тем самым подтвердив титул "успешного", а двое (И.Хакамада и К.Затулин) ушли в "большую политику".
 
 
 
Категория: Бизнес России | Добавил: Админн (01.09.2009)
Просмотров: 524 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009