В ходе количественного исследования выяснилось, что значительная часть бизнесменов, включенных в выборку, к концу исследуемого периода прекратили заниматься предпринимательской деятельностью в России. Фактически речь идет о бывших предпринимателях, тем не менее, их личные карьеры стали предметом рассмотрения в рамках настоящего исследования, поскольку они характеризуют судьбу слоя в целом и расширяют представление о протекающих нем глубинных процессах.
У тех предпринимателей, которые продолжают заниматься бизнесом, социальную динамику определяли изменения по двум основным параметрам: изменение масштабов бизнеса и смена личного статуса. В соответствии с характером отмеченных сдвигов эта часть выборки была разделена на две группы: "успешных предпринимателей" и "неуспешных предпринимателей". Критерии отнесения к каждой группе описаны в соответствующих разделах отчета.
Следует оговориться, что понятия "успешный" и "неуспешный" предприниматель носят преимущественно оценочный характер и потому достаточно условны. В данном отчете они предполагают разграничение предпринимателей на более преуспевших и менее преуспевших.
В ходе исследования была выявлена группа из 43 предпринимателей, выбывших из бизнеса и, таким образом, утративших предпринимательский статус. Это составляет одну треть всей выборки, и данный показатель можно интерпретировать по-разному, но в целом он свидетельствует о неустойчивости состава данного социального слоя. В контексте настоящего исследования интересны главным образом причины, вызвавшие потерю статуса, поскольку в них наиболее ярко проявились особенности процесса становления российского предпринимательства, прежде всего на начальных стадиях формирования.
Причины ухода из бизнеса. Как показали результаты исследования, уход из бизнеса был крайне редко обусловлен возрастным фактором. В исследуемый период времени естественная убыль была очень незначительной. Прежде всего это объясняется относительной молодостью большинства российских предпринимателей, в особенности первопроходцев. Только 2 респондента - представители старшего поколения - оставили бизнес по возрасту и вышли на пенсию. 3 респондента умерли.
Значительно большее влияние оказала специфика процесса становления российского бизнеса, выраженная в высоком уровне криминализированности. 6 представителей российского бизнеса, включенных в выборку - в основном это крупные предприниматели, - погибли в результате так называемых "криминальных разборок". Все события пришлись на середину 90-х годов, когда была зафиксирована волна криминальных убийств в бизнесе. Среди погибших наиболее известными были И.Кивелиди, С.Дубов (президент Издательского дома "Новое время"), А.Миронов (глава преобразованного в компанию "Мовен" бывшего Московского вентиляторного завода; позже был убит и его заместитель), В.Розенбаум (глава Торгового дома "Вена"; убит в Голландии, став жертвой "солнцевской мафии").
1 респондент отошел от бизнеса после того, как пережил инцидент с похищением и вымогательством. Этот некогда успешный предприниматель не сделал заметной карьеры в бизнесе, и возможно, случившееся лишь усилило мотивацию ухода в частную жизнь.
4 респондента эмигрировали и, по имеющейся информации, продолжают заниматься бизнесом, хотя в заметно меньших масштабах. Все они являлись первопроходцами российского бизнеса, но в настоящий момент его уже не представляют. Их статусную позицию можно характеризовать как неудачу, если смотреть на причины, вынудившие их свернуть бизнес в России.
Политико-административная карьера. За прошедшее десятилетие 8 респондентов отошли от бизнеса и занялись административной или общественно-политической деятельностью.
Пятеро из них перешли на административную работу или вернулись на государственную службу, причем трое оказались на статусно высоких позициях. Правда, карьера одного из них, сначала успешная, в настоящее время подвергается серьезному испытанию, что связано с громким скандалом, затронувшим его ведомство.
3 продолжают вести активную политическую деятельность: один имеет депутатский мандат, остальные занимаются партийным строительством. Всего же опыт работы в Государственной думе имеют 6 участников выборки (К.Боровой, И.Хакамада, К.Затулин, В.Семаго, С.Калашников, М.Юрьев).
Следует отметить, что смена статуса происходила у всех респондентов данной категории по достижении достаточно высоких позиций в бизнесе, что в значительной степени обеспечивало успешный старт на политическом поприще благодаря финансовому и личностному ресурсам. В равной степени это относится и к тем респондентам, которые попытались сочетать политическую и предпринимательскую деятельностью, но не слишком успешно, поскольку это начало создавать проблемы для бизнеса, куда они, в конечном счете, и вернулись и где большинство из них настоящий момент действуют весьма успешно (М.Юрьев, Ю.Лебедев, А.Тихонов). Существенно снизил свой предпринимательский статус лишь один респондент - К.Боровой, в свое время являвшийся символом успеха в нарождавшемся российском бизнесе.
Тем не менее, незначительное число и низкая результативность попыток предпринимателей сменить деятельность и сделать политическую карьеру, свидетельствуют об ограниченности возможностей в российских условиях для успешного перехода из бизнеса в политику. При складывающейся в настоящее время ситуации можно предположить, что эти возможности не только будут сокращаться, но и, что особенно важно, становиться все менее привлекательными.
Неидентифицируемые участники выборки. В ходе исследования не удалось найти никакой информации об 11 респондентах, равно как и об их компаниях.
Поскольку присутствие в бизнесе этих случаях не находит подтверждения, по формальному принципу они отнесены к группе утративших предпринимательский статус.
В настоящее время активно бизнесом не занимаются 2 участника исследования. Один осужден и отбывает наказание (мотив преступления не связан с бизнесом), другой - бывший глава НК ЮКОС М.Ходорковский находится под арестом.
Состав группы. В эту группу включены в первую очередь 24 респондента, у которых отмечены главные признаки восходящей социальной динамики, а именно: повышение личного статуса, рост масштабов бизнеса, а чаще - то и другое одновременно.
Наиболее очевидным показателем предпринимательского успеха, выявленным в ходе исследования, является перерастание мелкого бизнеса в крупный. В выборке такую динамику показали 6 респондентов, в их числе С.Багаев (начинал с малого предприятия, уже к 1997 г. возглавил крупную риэлторскую компанию "Вавилон", одновременно - Московскую ассоциацию риэлторов), Т.Яппаров (глава компании "IT", лидирующей на рынке информационных технологий). 4 респондента, представляющие, в основном, рекламный и компьютерный бизнес, повысили свой предпринимательский статус со "среднего" до "крупного" (В.Евстафьев и И.Янковский, КГ "МAXIMA"; Б.Нуралиев, компания "1C", И.Писарский, РА "Р.И.М.").
5 респондентов остались в крупном бизнесе, сменив компанию, повысили личный статус.
Респонденты - руководители 4 крупных компаний сумели добиться еще больших успехов в развитии бизнеса с соответствующим повышением личного статуса. Здесь наиболее яркие примеры - А.Карачинский (компьютерная компания "IBS"), К.Апрелев (Агентство недвижимости "САВА").
О позитивной динамике свидетельствует также перерастание мелкого бизнеса в средний (у 2 респондентов).
Кроме того, существует еще одна категория предпринимателей (3 респондента), которые успешно развивали свой бизнес на протяжении прошедшего десятилетия, но в настоящее время сменили профессию, при этом их личный статус заметно вырос. Одни из них стал генеральным директором крупной государственной страховой компании, а двое занимают ведущие посты в руководстве предпринимательских объединений. И хотя такое продвижение сродни описанному ранее политико-административному тип карьеры, тем не менее, эти респонденты фактически сохранили свое присутствие в бизнес-сообществе.
|