ГАЗЕТА ОСНОВАНА АЛЕКСЕЕМ АДЖУБЕЕМ В 1991 ГОДУ

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
       Возобновленное издание 1(18)

Сентябрь 2009

БИЗНЕСМЕНЫ РОССИИ:10 ЛЕТ СПУСТЯ

Численность и удельный вес различных возрастных групп в выборке представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Возраст предпринимателей, включенных в выборку

 

год рождения

N=120

%

1920-1940

7

5,8

1941-1945

7

5,8

1946-1950

16

13,3

1951-1955

26

21,7

1956-1960

30

25,0

1961-1965

20

16,7

1966-1970

14

11,7

Обращает на себя внимание многочисленность группы самых молодых предпринимателей: на долю поколения родившихся в 60-е годы приходится около трети выборки. В момент начала предпринимательской деятельности только 4 представителя этого поколения перешли порог тридцатилетия, а средний показатель в данной группе составил 25 лет.

Одновременно хорошо видно, что большую часть выборки (42%) составляют респонденты, родившиеся в 50-е годы. С этим поколением ассоциируется преимущественно волна массового притока в бизнес, пришедшаяся на начало 90-х годов, отдельные его представители приобретали опыт частной инициативы еще в кооперативах.

Состав выборки является хорошей иллюстрацией того, что на начальном этапе своего становления предпринимательство стала средой приема преимущественно молодых поколений россиян, более динамичных, менее отягощенных грузом социальных проблем и привычек и потому более готовых к рискам, связанным с переходом в частный сектор.

 

Уровень образования. Подавляющее большинство предпринимателей имеют высшее образование, причем явно преобладают лица с высшим техническим образованием. Это хорошо видно из приведенной ниже таблицы.

Таблица 2. Уровень образования предпринимателей, включенных в выборку

 

уровень образование

N=120

%

среднее, неполное высшее

9

8

высшее техническое

53

44

высшее гуманитарное

36

30

два высших

4

4

кандидат наук

5

4

доктор наук

6

5

дополнительное бизнес-образование

7

6

 

Данная характеристика выборки связана прежде всего с особенностями первых "групп прихода" в бизнес: они включали преимущественно выходцев из технической и научно-технической интеллигенции и гуманитариев с экономическим образованием, пытавшихся использовать открывающиеся новые возможности для реализации своего высокого интеллектуального и профессионального потенциала. И далеко не случайно среди наиболее успешных предпринимателей чаще всего встречаются именно "технари" и выпускники таких известных вузов, как МИФИ, МФТИ, МГУ. Как правило, они же являются обладателями научных степеней и двух высших образований (второе - обычно гуманитарное, связанное с интересами бизнеса: экономическое, юридическое).

 

Время прихода в бизнес. Всех респондентов, включенных в выборку, условно можно разделить на несколько "групп прихода" в соответствии со временем начала предпринимательской деятельности. Численность и доля этих групп представлены в следующей таблице:

 

Таблица 3. Время прихода в бизнес предпринимателей, включенных в выборку

Время прихода

N=120

%

до 1988

24

20,0

1988-1990

46

38,3

1991-1992

42

35,0

1993-1995

8

6,7

Как видно из таблицы, подавляющее большинство респондентов имеют продолжительный предпринимательский опыт. Каждый пятый начал свою бизнес-карьеру еще до 1988 г. Самая массовая группа респондентов - это пришедшие в бизнес в конце 90-х годов., самая малочисленная - занявшиеся предпринимательством ближе к середине 90-х годов. Но и у тех, кто пришел позже других, за плечами почти десятилетний предпринимательский стаж. Таким образом, в выборке нет респондентов, которых можно было бы назвать новичками в бизнесе.

Подавляющая часть респондентов принадлежат к тому поколению российских предпринимателей, которое положило начало формированию слоя и на собственном опыте испытало все трудности и издержки, связанные со становлением и укреплением позиций современного российского предпринимательства.

Следует отметить, что первое исследование ЦПТ, охватывавшее период с конца 80-х годов по 1993 г., выявило три "волны" прихода в бизнес, различавшиеся по ряду количественных и качественных параметров: массовости притока, источникам пополнения, социально-психологическому настрою предпринимателей и др.[1] В настоящее время правомернее представлять их как три потока одной, "первой волны" прихода. В этой волне отдельно можно выделить лишь группу "первопроходцев" (пришедших в бизнес до 1988 г.). И именно такое групповое членение выборки используется в данном отчете.

 

Сфера деятельности. На протяжении исследуемого периода времени сферы деятельности и род занятий многих респондентов изменились, поэтому характеристику выборки с точки зрения отраслевой занятости целесообразнее ограничить данными на начало исследуемого периода, которые лучше всего характеризуют направленность бизнес-интересов первых поколений российских предпринимателей. Эти данные отражены в следующей таблице.

 


Таблица 4. Сферы деятельности предпринимателей, включенных в выборку

(данные на 1993/1997 гг.)

 

отрасль

N=120

%

банковская, ценные бумаги

28

23,3

многопрофильная

18

15,0

производство и реализация

14

11,7

торговля

14

11,7

консалтинг, аудит, реклама

13

10,8

информационные технологии

10

8,3

шоу-бизнес, издательское дело, дизайн

9

7,5

услуги

4

3,3

страхование

3

2,5

недвижимость

3

2,5

туризм

2

1,7

строительство

2

1,7

Из таблицы видно, что большая часть предпринимателей начинали свою деятельность в бизнесе вне реального сектора. На долю компаний, занятых производством и реализацией собственной продукции, пришлось менее 12% выборки. Даже с учетом многопрофильных фирм, среди которых половина также была связана с реальным сектором, этот показатель остается весьма невысоким. Выбор делался преимущественно в пользу отраслей, где создание фирмы было сопряжено с меньшими издержками и трудностями, в том числе административного характера, на стадии регистрации, а также перспективных рынков, фактически создаваемых заново и потому более благоприятных с точки зрения условий конкуренции. Почти 30% опрошенных предпринимателей были заняты в сфере услуг и досуга.

На начальных этапах формирования российского бизнеса особенно благоприятные перспективы для успешной карьеры открывалиcь в интенсивно развивавшихся банковской сфере и биржевой торговле, что обусловило большую представленность в исследовании банкиров и предпринимателей, занятых операциями с ценными бумагами (почти одна четверть выборки).

Не вызывает удивления наличие в выборке большого числа коммерсантов, поскольку торговля - одна из наиболее доступных и легко осваиваемых областей предпринимательской деятельности. При этом необходимо учесть, торговлей занимались практически все многопрофильные компании, руководители которых включены в выборку. Таким образом, реально эта сфера деятельности представлена в исследовании значительно шире.

 

География. Практически все респонденты - жители Московского региона. Исключение составляют лишь руководители двух крупных компаний (рекламной и риэлторской) из Новосибирска, одна из которых открыла офис в Москве, и 1 предприниматель из Санкт-Петербурга.

Понятийный аппарат. В части настоящего отчета, отражающей количественные показатели проведенного исследования, термин "респондент" применяется ко всем предпринимателям, включенным в выборку, хотя это не совсем корректно в отношении той части исследования, которая проводилась методом сбора информации из вторичных источников. Однако для удобства описания было допущено расширенное толкование термина, тем более обоснованное, что все предприниматели были респондентами, участвовавшими в первых социологических исследованиях и предоставившими первичную, наиболее достоверную и важную информацию.

Такое допущение сделано и в отношении термина "опрос", под которым в техническом плане понимается совокупность методов, использованных в процессе работы по данному проекту, а в описательном - само исследование, то есть понятия используются как синонимы. Поскольку исследование не предполагало анкетирования, это исключало возможность терминологической путаницы.
 
 
 
 
Категория: Бизнес России | Добавил: Админн (01.09.2009)
Просмотров: 499 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009