ИССЛЕДОВАНИЕ
Независимый фонд Центр политических технологий Игорь Бунин, Наталья Назарова
Содержание
Введение
Описание исследования
Характеристика выборки
социальная динамика
Предприниматели, выбывшие из бизнеса
Успешные предприниматели
Неуспешные предприниматели
предприниматели о ситуации в сфере бизнеса
Общие оценки прошедшего периода
Характер изменений в сфере предпринимательства
Изменение характера криминала в бизнесе
Рост масштабов коррупции2
Изменение условий вхождения в бизнес
Новые источники рекрутирования
Отличительные черты нового потока прихода в бизнес
Маргинализация предпринимательских типов "аферист" и "новый русский"
Проблемы формирования бизнес-сообщества
Устойчивость ценностных и мотивационных установок
Представления об "успехе в бизнесе" и самооценка1
Условия, необходимые для успеха в бизнесе2
Влияние бизнеса на личность предпринимателя
Заключение
Введение
Независимый фонд Центр политических технологий одним из первых начал изучение проблем российского предпринимательства. В 1991 г. была начата долгосрочная программа "Исследование проблем предпринимательства в России", в рамках которой был реализован ряд крупных проектов.
В 1991-1994 годах был проведен масштабный социологический опрос предпринимателей - первое исследование такого рода в постсоветский период. Методом глубинных интервью были опрошены 120 представителей различных прослоек нарождавшегося российского бизнеса; основное внимание было уделено крупному и среднему бизнесу. Главными темами исследования были источники рекрутирования, социальные связи, мотивы деятельности, психологические установки и другие моменты, характеризующие социальный облик "нового российского бизнеса". Итоги работы нашли отражение в вышедшей в 1994 г. книге "Бизнесмены России: 40 историй успеха". Издание включает беллетризованные биографии первопроходцев российского бизнеса, добившихся успеха в различных предпринимательских сферах. Часть из них продолжает успешную карьеру в бизнесе или получили политическую известность. Книгу заключает аналитическая статья, написанная научным руководителем проекта, доктором политических наук И.Буниным. Это уникальное издание до сих пор не утратило своей научной и публицистической значимости.
В 1996-1997 годах ЦПТ провел исследование, целью которого было изучение предпринимательских ассоциаций, действовавших на общенациональном и региональном уровнях (численности, организационной структуры, региональной сети, характера представительства в органах власти и взаимоотношений с ними, и т.д.), выявление тенденций развития, а также примеров наиболее и наименее успешно действующих организаций. По итогам исследования в 1997 г. вышли две публикации: аналитический отчет "Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия" и справочник "Общественные (некоммерческие) объединения предприятий и предпринимателей России".
В 1997-1998 годах был осуществлен крупный проект "Россия: бизнес, демократия, бюрократия", в рамках которого продолжилось исследование основных проблем развития предпринимательства. Эмпирическая база исследования - 250 анкет и около 100 интервью руководителей предприятий в разных регионах страны. Особое внимание было уделено негативным явлениям, сопровождающим этот процесс в российских условиях. Итоги проделанной работы опубликованы в книге руководителя программы В.Радаева "Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика".
По результатам фокус-групп, глубинных интервью и анкет предпринимателей был подготовлен аналитический отчет "Образ предпринимателя в новой России", в котором нашли отражение представления российских бизнесменов о своем месте в обществе, их оценки динамики развития предпринимательства и перспектив, а также общественный имидж российского бизнеса.
В рамках того же проекта было проведено аналитическое исследование, посвященное крупному бизнесу в России. Его результаты были опубликованы в книге "Финансово-промышленные группы в экономике и политике современной России", получившей самые высокие оценки научного и экспертного сообществ.
В 2003 г. ЦПТ продолжил работы по программе. Задачей нового этапа было обобщить собранные за десять лет данные о предпринимателях и, оценив характер и масштабы изменений в их карьерах в бизнесе, получить представление о том, как в целом складывалась судьба слоя, насколько ему удалось укорениться в структуре российского общества.
Работа проводилась в двух форматах - количественного исследования и интервью с предпринимателями.
В период с января 2003 г. по январь 2004 г. была собрана информация о 120 респондентах - участниках всех предыдущих опросов, позволяющая судить о динамике их социальных статусов за прошедшее десятилетие.
Данные о стартовых позициях в бизнесе брались из предыдущих интервью респондентов. Сбор информации о дальнейшей динамике карьер до 2003 г. (в отдельных случаях - до 2004 г.) проводился различными методами, в том числе по телефону, путем анализа печатных и сетевых СМИ, справочной литературы. Часть информации была получена из конфиденциальных источников.
8 респондентов приняли участие в повторном интервьюировании. Беседы проводились по схеме, в целом идентичной той, что была апробирована в начале 90-х годов. В нее были лишь добавлены вопросы оценочного характера, касающиеся прошедшего десятилетия.
Следует отметить заметно ухудшившиеся условия для проведения социологических исследований в предпринимательской среде. Этим в значительной степени объясняется малочисленность участников устного опроса. Наибольшее число отказов от интервью было получено от представителей крупного бизнеса. Хотя формальной причиной отказа, как правило, служила ссылка на занятость, его категоричная форма подразумевала бесперспективность повторного обращения по подобному поводу.
Несомненно, неблагоприятным фоном для проведения опроса служила череда судебных разбирательств, начатых в отношении ряда крупных российских компаний. В этих условиях вполне объяснима повышенная настороженность предпринимателей, которые предпочли уклониться от интервью по тематике, связанной с их профессиональной деятельностью.
Периодичность участия в интервьюировании. Большинство включенных в выборку предпринимателей (87) дали только по одному интервью, том числе 54 были опрошены ЦПТ еще в 1991-1993 гг. (Интервью с ними составили "золотой фонд" всей программы, поскольку среди респондентов было много видных фигур российского бизнеса, таких как И.Кивелиди, К.Боровой, И.Хакамада, К.Бендукидзе, М.Ходорковский, О.Киселев, М.Юрьев.) 34 респондента были проинтервьюированы позже, в 1997 г., но в беседах обязательно звучали вопросы, касающиеся истории прихода в бизнес и динамики статуса. Это давало возможность "восстановить картину" предшествующего периода их предпринимательских карьер и, таким образом, получить выборку из 120 респондентов, по которым собрана сопоставимая информация по таким показателям, как время прихода в бизнес, возраст, образование, динамика статуса.
33 предпринимателя дали интервью несколько раз, некоторые были участниками всех исследований - в 1993, 1997 и 2003 годах. С учетом достаточно сильной "закрытости" данной категории для проведения социологических исследований, тем более методом глубинного интервью, а также подвижности ее состава, такая повторяемость участия бизнесменов в интервьюировании может быть расценена как весьма успешный показатель.
Пол. Представленность женщин в выборке крайне невелика: только 7 человек (менее 6%). Это связано главным образом со спецификой исследования, в центре внимания которого изначально находился преимущественно крупный и средний бизнес, где была в целом невелика доля женщин-предпринимателей.
В таком низком показателе проявились также предельная осторожность и недоверчивость женщин-предпринимателей, обнаруженные еще при самых первых попытках привлечь их к социологическому исследованию. Особенно это было свойственно хозяйкам мелких и мельчайших фирм, которые, на самом деле, представляют один из наиболее распространенных типов российских предпринимателей. Здесь сказываются не только психологические особенности, но и что, может быть, более существенно, - жесткость условий функционирования российского бизнеса. Косвенным образом это подтверждается и тем фактом, что из всех женщин-предпринимателей, чьи карьеры удалось проследить, только три продолжают заниматься бизнесом, а одна делает политическую карьеру.
Возраст. Самую многочисленную группу (чуть меньше половины выборки) составляют лица в возрасте 45-55 лет, то есть родившиеся в 50-е годы прошлого века. Именно это поколение десять лет назад дало самый массовый приток в бизнес, проявило наибольшую социальную активность и способность адаптироваться к новым экономическим условиям и возможностям карьерного роста.
|