Аппетит России к присоединению ко Всемирной торговой организации (ВТО), по всей видимости, испарился, даже при том, что торговая группа проявила все свое умение для того, чтобы отговаривать от принятия протекционистских мер во время недавнего финансового кризиса, заявил в пятницу глава ВТО.
Россия, наиболее важная страна вне ВТО, преследовала задачу получения членства в течение 16 лет. В 2004 году страна подписала торговое соглашение с Европейским союзом для того, чтобы проложить путь к своему вхождению в этот институт глобальной торговли.
Сегодня Россия, как кажется, заинтересована в этом в меньшей степени, сказал во время интервью Паскаль Лами, который в прошлом месяце начал свой второй срок в качестве генерального директора ВТО.
Он сослался на заявление, сделанное в июне российским премьер-министром Владимиром Путиным о том, что Россия, Казахстан и Беларусь будут добиваться членства в ВТО совместно в составе таможенного союза — предложение у которого нет прецедента согласно правилам ВТО.
“Это намного усложнит процедуру вступления России, которая растянется на еще более длительное время”, сказал г-н Лами.
“Фундаментальная действительность состоит в том, что у Москвы уже не осталось какой-либо энергии для того, чтобы присоединиться”, сказал г-н Лами, который пять лет назад, в качестве европейского торгового уполномоченного, договаривался о заключении соглашения с Москвой.
Причины для снижающегося энтузиазма, как говорят аналитики, кроятся во внутренней политике, композиции экспорта России, зависящего существенным образом от энергоресурсов и подозрениях относительно мотивов Запада. Присоединение к группе, которая устанавливает правила для глобализации, было главной целью внешней политики г-на Путина, вследствие чего высказанный им этим летом основной пункт — о том, что Россия присоединится к ВТО только в таможенном союзе — сбил с толку участников торговых переговоров.
Вместе с тем, в Москве изменение в позиции рассматривалось как отражение ошибочной линии правительства в области экономической политики.
Помощники президента Дмитрия Медведева продвигали членство в ВТО в качестве инструмента для диверсификации экономики от экспорта нефти. Сторонники г-на Путина утверждали вместо этого о необходимости осуществления акцента на увеличении доходов от экспорта сырья и нефти.
К прошлому месяцу очевидное отчуждение стало настолько значительным, что г-н Медведев был вынужден оспорить описание дебатов о членстве в ВТО как подчеркивающих его раскол на глазах у общественности с влиятельным г-ном Путиным. “В ВТО начали говорить о том, что у президента есть одна точка зрения, а у премьер-министра другая по на этому вопросу,” сказал г-н Медведев, по сообщению агентства Interfax. “Это является ошибкой. Решение о том, как мы присоединимся, было уже принято”.
Присоединение через Таможенный союз будет, по всей вероятности, означать продолжительную задержку вступления России. То, каким образом Россия и Китай отнеслись к вопросу членства в ВТО разнятся “как ночь и день,” говорит г-н Лами.
Это могло бы в значительной степени объяснено намного большей зависимостью Китая от экспорта товаров промышленного назначения. Пекин присоединился к ВТО в 2001 году в “качестве страховки от протекционизма с тем, чтобы усилить внутреннее развитие”, сказал г-н Лами.
Такого рода политика страховки, как видится, окупила себя — пока — на время глобального спада, сказал он.
“Для многих важность поддержания дисциплины еще больше возрастает сегодня, чем это было перед шоками”, добавил он.
Но “реальная проверка ВТО на прочность”, по всей вероятности, наступит на протяжении следующих года или двух, в то время как безработица, как ожидается, вырастет в развитых странах, даже несмотря на выправление их экономик, подвергая тем самым глобальную систему торговли дополнительному давлению.
Г-н Лами сказал, что, по его мнению, дополнительная проверка означала, что достижение прогресса по следующему раунду устранения торговых барьеров, известных как раунд переговоров в Дохе, становилось еще большим императивом для того, чтобы обеспечить большую "предсказуемость" системе.
Те переговоры были торпедированы в столице Катара Дохе в 2001 году и продвигались вперед неоднозначным образом. Они были отмечены вновь обретенной агрессивностью со стороны группы развивающихся стран перед лицом авторитетных западных экономических держав.
Финансовый кризис “чрезвычайно усилил значение этих переговоров в рамках ВТО для развивающихся стран, которые зависят в заметно большей степени, чем развитые страны от торговли”, сказал г-н Лами. “У них нет доступа к огромным государственным средствам для того, чтобы придти на спасение своей промышленности. Вследствие этого для них, торговля представляет собой единственный выход”.
Во время своей встречи в прошлом месяце в Питсбурге "группа 20 стран" призвала к тому, чтобы раунд переговоров в Дохе был завершен к концу 2010 года. Насколько это является реалистичным, будет зависеть от трех недель интенсивных переговоров, которые будут проводиться с настоящего момента до декабря месяца в Женеве, сказал г-н Лами.
“Мы провели 80 % переговоров”, сказал он, подчеркивая, что остающиеся 20 процентов будут проблематичны, потому что они были спущены всем участникам, с выражением согласия по всем пунктам. “Каждый все еще должен сделать свои жесты”, сказал он.
Будучи нескрываемо разочарованным запутанной природой политической системы США, которая дает Конгрессу большую роль в регулировании торговой политики, он не горел особым желанием критиковать новую администрацию президента Барака Обамы, утверждая, что ее торговая повестка дня оставалась все еще "неясной".
Основные вопросы, ждущие своего разрешения, говорит г-н Лами, включают хорошо известную проблему гарантий в отношении возможных резких выбросов сельскохозяйственного импорта для развивающихся стран. В то время как основное политическое соглашение по этому вопросу, как видится, уже принято, технические параметры того, что представляет собой “разрушительную волну импортных поставок”, все еще находятся на стадии обсуждения.
“Индия теперь находится в стадии заключительной сделки”, сказал он, отметив, что премьер-министр Манмохан Синг убрал своего предыдущего министра торговли Камаля Ната, который рассматривался некоторыми аналитиками в качестве преграды для заключения сделки, и заменил его на Ананда Шарму. “Нам теперь предстоит увидеть, сядут ли они за стол переговоров в ближайшие недели и месяцы и желают ли они пойти на компромисс”, сказал он в отношении Нью-Дели.
Эти дебаты были представлены кое-кем в качестве дуэли между США и Индией, но г-н Лами сказал, что на самом деле все гораздо сложнее. Например, Соединенные Штаты поддерживаются такими сельскохозяйственными экспортерами как Бразилия, Аргентина и Таиланд, в то время как Индия была поддержана Филиппинами и некоторыми африканскими странами.
В самих Соединенных Штатахв критически важнейшим вопросом будет то, насколько "американское фермерское бюро", группа лоббирования, окажется в состоянии убедить Конгресс принять решение и когда будет оно принято. “Не разыгрывают ли они нас с тем, чтобы заключить лучшую сделку, или у них в действительно связаны руки?”, вопрошает г-н Лами. “Все это представляется нам неясным”.
В более широком плане, сказал он, у администрации Обамы существует “достаточно напряженная повестка дня работы с Конгрессом, включаящая здравоохранение, окружающую среду и финансовое регулирование”.
“Торговля не входит в число приоритетов в том списке с точки зрения политики Конгресса”, сказал г-н Лами, отмечая, что только два из пяти членов команды по ведению торговых переговоров администрации были одобрены Сенатом.
Для того, чтобы заставить Конгресс ратифицировать торговое законодательство, “администрации необходимо подготовить пакет, который должен быть достаточно широким с тем, чтобы уравновесить уступки в некоторых сферах с достижениями в других”, утверждает г-н Лами. Это, сказал он, вероятно, потребует некоторых уступок Вашингтону со стороны Индии, Бразилии, Китая и других.
Другим главным камнем преткновения является хлопок, по которому, из-за значения этой культуры в Африке, многие развивающиеся страны хотят добиться снижения субсидий гораздо быстрее и в большей степени, чем в отношении других продуктов. Но переговорщики США, как видится, особо не горят желанием чересчур рано представлять список уступок Конгрессу из опасения обратной реакции со стороны законодателей из занимающихся выращиванием хлопка штатов.
Заключительное препятствие, по всей вероятности, представляют промышленные тарифы и вопросы того, будут ли сокращения произведены выше или ниже проектных формул для конкретных секторов.
Г-н Лами сказал, что соглашение по услугам, по всей вероятности, будет достигнуто лишь в последний момент из-за сложности ведения переговоров по достижению согласия по секторам, которые не связаны с прямыми тарифами.
Мэтью Салтмарш,
"Нью Йорк Таймс"