Среди профессиональных железнодорожников не все верят в официальную версию крушения "Невского экспресса" - теракт, сообщает радиостанция "Свобода", сопоставившая аргументы взрывотехников и железнодорожников.
"Сейчас объявлены официальные результаты работы следствия, и чтобы их оспаривать, нужны веские основания. Тем не менее, у меня остались вопросы, - отмечает руководитель независимого Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) Евгений Куликов. - Оказывается, то, что прозвучало в телеэфире 28 ноября как запись переговоров машиниста с диспетчером - напомню его слова: "Был взрыв, у меня снесено полкабины", - это смонтированная запись 2007 года. Потом, как оказалось, и некоторые видеокадры с места взрыва якобы 2009 года тоже оказалось старыми. Зачем нужен этот подлог?"
- Поезд мог сойти с рельс из-за обычного головотяпства
- Путин связал подрывы поездов под Тверью в Дагестане
- Глава СКП получил сотрясение мозга на месте катастрофы
- Опознаны все жертвы крушения
- По новому подрыву "Невского экспресса" допрашивают подозреваемых во взрыве 2007 года
РС уточняет, что телеканал Russia Today (RT) продемонстрировал зрителям съемку с места трагедии "Невского экспресса" вечером 27 ноября. Съемка отличается от картинки, показанной телеканалом НТВ утром 28 ноября. На утренней съемке НТВ видно воронку, отсутствуют шпалы и кусок поврежденного рельса. На видео RT видно, что рельс разошелся, но воронки, по крайней мере объемной, нет. На месте и фрагмент рельса, исчезнувший на утренних кадрах.
О том, как были сняты ночные кадры, рассказал оператор RT Александр Жуков: "Наша съемочная группа приехала на съемку в восемь утра. Мы шли по самому полотну, потому что дороги к этому месту не было. В километре от места аварии уже работали следственные группы. Они не пустили нас дальше. Уже утром говорили про две воронки, нам сказали, что идут следственные действия и вообще - "вдруг вы подорветесь".
На вопрос, как появилась на канале ночная съемка - кадры, снятые сразу после трагедии, - оператор пояснил, что между компаниями есть соглашения по обмену видеоматериалами: "То, что вы видели, могли снимать ГТРК либо МЧС. Либо это мог снять кто-то из людей, ехавших в этом поезде".
Взрывотехники настаивают: это теракт на 102%
Информацию о крушении "Невского экспресса" проанализировали также в научно-техническом центре "Взрывоустойчивость" и пришли к выводу, что это действительно был тщательно подготовленный взрыв, по исполнению похожий на предыдущий подрыв "Невского экспресса" в 2007 году (тот взрыв также анализировали в центре "Взрывоустойчивость"). Основное доказательство - наличие воронки. Но куда исчез фрагмент рельса, руководитель центра Адольф Мишуев не уточнил.
По его словам, на месте крушения "Невского экспресса" найдены следы взрывчатых веществ: "Основа - тротил - от 5,5 до 7 килограмм". На вопрос, проведен ли спектральный анализ, Мишуев ответил: "Есть много методов. Но это уже второстепенно. Потому что сам взрыв себя проявил настолько классически, что какие-то анализы, с точки зрения химического состава, не требуются. Воронка обнаружена. Только она была деформирована при разрушении и падении вагонов и частично обсыпалась. Обычно круглая бывает воронка. А здесь длина - порядка 2 метров, и ширина - 1 метр. Глубина уже была не столь большой, поскольку воронка обсыпалась. То, что это взрыв, можно говорить с вероятностью на 102 процента, а не на 99!" - подчеркнул глава центра.
На вопрос, почему детонатор сработал только на последних вагонах "Невского экспресса", Мишуев ответил: "Террорист мог нажать кнопку тогда, когда поезд приближался. Но поезд шел со скоростью 52 метра в секунду. Поэтому достаточно 3-4-секундной задержки, и основные вагоны могли уже пройти то место, где был заложен заряд".
Ранее, напомним, источник в РЖД сообщил, что бомбу могли заложить в вагоне самого поезда. Кроме того, эта бомба была не единственной.
Проверяющих пути "набирают по объявлению", и поезд мог сойти с рельс из-за обычного головотяпства
Состояние железнодорожного полотна должно регулярно проверяться. "Вопрос в том, кто и как проверяет. Сейчас в целях экономии в ремонтники путей берут выходцев из ближнего зарубежья без образования. Какое при этом будет качество работы?" - задается вопросом бывший машинист, а ныне руководитель профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Евгений Куликов.
Каким образом проверяются пути, рассказал бывший инженер-наладчик рельсошлифовального поезда Владимир Цыганков: "Я полагаю, что "Невский экспресс" мог сойти с рельс из-за обычного головотяпства. В России живем. Я два года работал на рельсошлифовальном поезде. Шлифовка (в отличие от проверки рельса дефектоскопистами) очень важна именно для движения высокоскоростных поездов. Как на автобане не должно быть ни малейшей вмятины, так и здесь - рельс должен быть идеально гладким".
"Работали ли мы согласно регламенту? Производили ли мы измерения? Нет! (я и коллегам после аварии "Невского экспресса" позвонил и спросил - никто не работает по регламенту!). Регламент невыполним просто технически, - подчеркнул Цыганков. - Нам сказано - сделать столько-то, и никого не волнует - как. Из-за загруженности железной дороги дают нам час окна (времени, когда поезда по пути не ходят), и за этот час мы должны проверить десять километров пути. При нашем состоянии путей это нереально. Многие пути стоят по 20-30 лет. Состояние их уже убогое. И нас для быстроты заставляли на глаз определять состояние путей".
"Согласно регламенту мы должны подъехать, провести измерения измерительной тележкой с лазерными элементами. Оборудование закупили дорогое, швейцарско-итальянского производства. Но на самом деле оно не работало с самого начала. Не работала эта пресловутая лазерная тележка", - рассказал специалист. По его словам, все измерения проводились "на глазок, опираясь на опыт людей, которые работали уже длительное время на железной дороге", а записи в журнал ремонта путей "пририсовывались".
"А вообще именно у этого состава "Невского экспресса" были, как мне рассказали коллеги, проблемы при технических испытаниях. Тем не менее, его пустили в эксплуатацию, - добавил Цыганков.
Аварии на бесстыковых путях из-за "выброса пути" уже случались в России
Между тем журнал "Железные дороги мира" приводит статистику крушений поездов за 1998-2001 годы, произошедших на бесстыковых путях: два крушения в 1998-м, 5 - в 1999-м, одно - в 2000-м и одно - 2001-м.
"Все эти крушения происходили на выбросах типовых конструкций верхнего строения бесстыкового пути. Среди сошедших вагонов были пассажирские и грузовые, цистерны, платформы-контейнеровозы и вагон-зерновоз. В обобщенных материалах МПС РФ по этим крушениям отсутствуют сведения о состоянии пути и подвижного состава, необходимые для соответствующего полного анализа причин этих сходов с рельсов. Однако сходы с рельсов произошли и начинались с образования выбросов пути и не перед поездом, а в его концевой части", - пишет доктор наук, известный специалист по путейскому делу Михаил Вериго.
"Приведенные примеры сходов с рельсов и крушений из практики отечественных железных дорог свидетельствуют о том, что крушения поездов из-за выбросов бесстыкового пути под движущимися поездами были и могут возникать в будущем, если не будут приняты меры по их предотвращению", - указывает эксперт.