27 октября 1984 года было открыто сквозное движение по всему маршруту Байкало-Амурской магистрали. В комментарии, посвященном 25-летию этого события, председатель Государственной думы Борис Грызлов заявил, что России нужны новые общенациональные стройки, сопоставимые по масштабу с БАМом.
Грызлов отметил, что реализация различных транспортных проектов позволит более эффективно задействовать транзитный потенциал страны, в разы увеличить производительность труда и заработную плату.
"Убежден, что России в XXI веке нужны новые общенациональные стройки, сопоставимые по масштабу с БАМом. Такие проекты уже есть – в их числе "Урал промышленный – Урал Полярный", развитие инфраструктуры Северного морского пути и так далее", - заявил Борис Грызлов.
Спикер Госдумы также заявил, что эти задачи ставятся в рамках "Стратегии-2020". По его словам, продвижение крупных инфраструктурных проектов является одной из приоритетных задач партии парламентского большинства.
Общенациональные стройки действительно позволили бы стране решить массу не только экономических, но и социальных проблем, перечислять которые можно долго. Однако нельзя не отметить, что реализация крупных проектов в России неизбежно столкнется с таким серьезнейшим препятствием, как слабость трудового ресурса. Как уже неоднократно отмечалось, распространение потребительской морали, шедшее в последние годы параллельно с разрушением системы среднего специального образования, привело к исчезновению людей, способных и готовых решать задачи по возрождению России. Нынешнюю молодежь уже не направишь на стройку по комсомольской путевке и, как горько шутят производственники, не найдешь среди молодых людей специалистов, кроме как по маркетингу или дизайну.
Нужны ли России новые общенациональные стройки? Способна ли наша страна осуществлять проекты того масштаба, что были в СССР? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
*** Парламентарии убеждены в необходимости общенациональных строек для современной России. При этом они отметили, что для осуществления проектов такого масштаба государство и общество должно уделять больше внимания проблемам молодежи. *** Глубоко убежден в необходимости общенациональных строек на территории РФ председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Белгородской области Николай Рыжков, бывший в свое время премьер-министром СССР.
"Такие стройки, безусловно, нужны нашей стране", - заявил сенатор. "У нас, - продолжил он, - есть программа развития железных дорог до 2030 года, поскольку без этого вида транспорта наша страна не сможет жить. Если ее посмотреть, то станет видно, что государство намерено освоить северные широты своей страны, например, от Иркутска до Берингова пролива. Нам нужны стройки такого масштаба, иначе мы еще лет 100-200 не будем иметь железных дорог".
Касаясь вопроса о способности современной молодежи к участию в крупномасштабных стройпроектах, сравнимых со стройками социализма, парламентарий отметил, что "если в стране воспитательная работа молодежи будет проходить такими темпами, как сегодня, и в головы молодому поколению так и будут продолжать вбивать принципы "Давай обогащайся!" или "Выигрывай миллион", то никто не поедет за запахом тайги". "Поэтому, - подытожил Николай Рыжков, - и должны быть созданы условия, в которых люди будут бороться за свою страну, будут помогать своей Родине, а не только думать о своем кармане".
Россия может решить массу социальных и экономических вопросов за счет новых общенациональных строек, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, представитель в СФ от Госдумы Ярославской области Николай Тонков.
"Я абсолютно согласен с Борисом Грызловым, что России нужны общенациональные стройки", - заявил сенатор. "Причем, - продолжил он, - чем больше федеральных округов будет охвачено этими проектами, тем лучше для страны, ведь это позволить решать насущные проблемы того или иного конкретного региона России. Так, например, для Сибири актуальны свои вопросы, в частности, инфраструктурные и транспортные".
Парламентарий считает, что российской молодежи по плечу осуществление задач того масштаба, с которым сталкивались ее ровесники в советское время. "Российская молодежь не боится трудностей, тяжелой работы", - подчеркнул он. "Свои выводы я делаю на основании того, что вижу, как идет работа по воссозданию студенческих стройотрядов, а также как молодежь на различных форумах и мероприятиях говорит о насущных проблемах. Безусловно, наша молодежь справится с такими общенациональными стройками", - заключил Николай Тонков.
"России нужны новые масштабные стройки, поскольку сегодня, например, нет ни одной дороги, которая давала бы возможность проехать нормально от Калининграда до Владивостока", - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции "Единая Россия" Юрий Медведев. "Однако, - продолжил он, - это должны быть не проекты советских времен, а стройка под красивым названием "Государственно-частное предпринимательство". Кстати, наша страна уже занимается нечто похожим: строительство олимпийских объектов в Сочи, которое по своим масштабам и по своей значимости абсолютно сопоставимо с такими советскими стройками, как, например, БАМ".
Говоря о способности современной российской молодежи участвовать в крупных строительных проектах, депутат отметил, что "в то время кроме энтузиазма, который зарождался в виду определенного политического и общественного влияния, создавались и некие условия, которые привлекали молодежь". "В частности, - рассказал он, - зарплата, возможность покупать красивые импортные вещи или получить квартиру быстрее, чем по месту жительства, а также давались гарантии карьерного роста". "Кроме того, - отметил политик, - в советское время многие социальные вопросы, которые стоят сегодня, были либо решены в значительной степени, либо приглушены. Иными словами, люди жили ровно".
"Любая молодежь согласна будет работать, если ей будут предложены все необходимее для этого условия. Она способна на большие и серьезные дела. Однако не считаю, что было бы правильно предоставлять ей работу под эгидой комсомола и партии. Я бы не стал слепо копировать то, что было в советское время", - подытожил Юрий Медведев.
Согласен с мнением Бориса Грызлова о том, что стране нужны новые общенациональные стройки, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, представитель фракции "Единая Россия" Ахмар Завгаев.
"Современной России, безусловно, нужны новые общенациональные стройки", - заявил депутат.
Парламентарий считает, что российская молодежь вполне способна участвовать в осуществлении проектов такого масштаба, как в советское время. "У нас в стране хорошая и замечательная молодежь, которая вполне способна на все", - отметил он. "Российская молодежь готова решать любые вопросы, главное, чтобы она была востребованной. Ее просто надо мобилизовать, поскольку она не была востребована до прихода к власти Путина и Медведева, которые делают немалый акцент на молодежной политике", - подытожил Ахмар Завгаев.