"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

20.04.2024 Суббота 02:02

Главная » Файлы » Госкорпорация » Внешэкономбанк

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВНЕШЭКОНОМБАНКА: "МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ"

В Москве состоялась международная конференция Внешэкономбанка, приуроченная к празднованию 85-летнего юбилея банка. В работе конференции приняли участие руководители федеральных органов власти, зарубежных институтов развития, представители научного сообщества, крупнейших российских и зарубежных компаний.

Предлагаем вниманию читателей несколько ключевых выступлений на конференции.

Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка:

Нашему банку на днях исполняется 85 лет. Я не случайно говорю "нашему", потому что Внешэкономбанк - это не просто банк, один из старейших финансовых институтов нашей страны, - но это, по сути, и история нашей страны. Поэтому я с полным основанием говорю о том, что это «наш» не только потому, что мы, сотрудники банка, считаем его нашим, но и потому, что я надеюсь, и вы все считаете Внешэкономбанк своим банком. По крайней мере, россияне уж наверняка, я глубоко в этом убежден, исходят именно из этого.

Датой создания банка принято считать 16 декабря 1924 года. И уже в то время банк начал играть исключительную роль в обслуживании внешней торговли страны, осуществлял координацию кредитной и валютной политики Советского Союза. Начиная с шестидесятых годов, банк стал принимать самое активное участие в решении важнейших экономических задач страны. Они были связаны и с инвестиционной деятельностью, с расширением международного сотрудничества, с продвижением интересов, экономических интересов страны за рубеж. Это и Асуанская плотина, это Хелаи, это энергетические объекты в Латинской Америке. Банк в полной мере подключился к развитию валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношений с иностранными государствами. В восьмидесятые годы "Внешэкономбанк СССР" стал выполнять агентские функции по привлечению экспортных кредитов, стал основным центром по обслуживанию государственного внешнего долга страны. В девяностые годы, после распада Советского Союза, банк решал сложнейшую задачу реструктуризации и выплаты внешнего долга бывшего СССР, работая активно с иностранными кредиторами вместе с Министерством финансов России. Но постепенно усилилась роль банка как государственного финансового института. И справедливости ради надо сказать, что банк в постсоветское время оставался единственным институтом на постсоветском пространстве, который своевременно, в полном объеме обслуживал и погашал внешние обязательства "Внешэкономбанка", сформировавшиеся еще в советское время. Речь идет о еврооблигациях, выпущенных банком, которые в российской истории нашей страны своевременно обслуживались и погашались.

В апреле 2002 года банк начал работать со средствами Пенсионного фонда и вскоре был назначен государственной управляющей компанией. Работа банка на этом направлении в конечном итоге привела нас к тому, что с ноября этого года банк в соответствии с поправками к соответствующему закону смог инвестировать пенсионные деньги в долгосрочные промышленные и инфраструктурные проекты. И я надеюсь, что в скором времени первые средства будут направлены на финансирование первой платной дороги Москва-Петербург на участке 15-58.

И вот июнь 2007 года, Банк внешнеэкономической деятельности СССР преобразовывается в Банк развития и внешнеэкономической деятельности, став ключевым финансовым институтом развития, ключевым инструментом правительства в развитии российской экономики. На этой конференции мы бы хотели подвести краткие итоги деятельности банка за два года, обсудить, какие цели и задачи стоят перед ним, конкретизировать основные направления деятельности "Внешэкономбанка" в посткризисной модернизации экономики нашей страны.

Говоря о профильном направлении деятельности Внешэкономбанка, а именно - о выполнении функций Банка развития, нам отрадно доложить сегодня на этой конференции, что за два года нашей деятельности органом корпоративного управления банка было одобрено 126 инвестиционных проектов, связанных и с развитием внутренней экономики страны, и с поддержкой промышленного экспорта, стоимостью более одного триллиона рублей, с участием "Внешэкономбанка" в объеме почти 780 миллиардов рублей. Многие из проектов, которые приняты к выполнению, отвечают насущным задачам модернизации и технологического развития страны. Речь идет и об инфраструктуре, и об энергоэффективности, о создании современных уникальных производств, которые требуют больших капитальных вложений, длинных ресурсов и ресурсов, которые предоставляются по ставкам ниже рыночных. Ниже тех, которые в среднем предоставляются российскими коммерческими банками.

Во время глобального финансово-экономического кризиса банк стал ведущим инструментом по реализации антикризисных мер российского правительства. Это и поддержка российских корпораций при рефинансировании их внешних обязательств. Это и выдача субординированных кредитов, объем которых приблизился почти к 400 миллиардам рублей. Это и работа со средствами Фонда национального благосостояния в интересах диверсификации этой работы и в интересах поддержки фондового рынка. И ряд других направлений. При этом, естественно, мы не забывали о том, чтобы заниматься своей профильной деятельностью, наращивать кредитный портфель, содействуя развитию и поддержке российского промышленного экспорта, содействуя развитию малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Тема конференции - модернизация российской экономики, роль институтов развития - для нас важна и потому, что в нашей стране функционирует целый ряд институтов развития. И мы считаем, что необходимо говорить не только о Банке развития, но и обо всех институтах развития и их роли в модернизации российской экономики. Важно при этом при обсуждении, мне кажется, акцент сделать на объединении и координации усилий институтов развития при решении поставленных перед ними задач. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании федеральному собранию ключевым для выхода на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире определил внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Адекватно реагируя на Послание президента, Внешэкономбанк и заинтересованные министерства и ведомства внесли соответствующие изменения в Меморандум о финансовой политике, и теперь все ключевые направления по реализации задачи модернизации российской экономики включены в Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка.

Как я уже сказал, на мой взгляд, важно при обсуждении вынесенной сегодня в повестку дня темы говорить о координации действий институтов развития. На наш взгляд, Внешэкономбанк в этом смысле мог бы играть более существенную роль. Речь идет и о функции Внешэкономбанка как инвестиционного консультанта правительства Российской Федерации, и в этом смысле мы могли бы более серьезную роль играть при координации действий в работе российских институтов развития.

Мы также считаем необходимым усилить координацию действий тех международных институтов развития, в которых участвует Российская Федерация. Речь идет и о Всемирном банке, о Европейском банке реконструкции и развития, о Межамериканском банке развития, Евразийском банке развития, Черноморском банке развития и торговли. На мой взгляд, работа Российской Федерации в этих международных финансовых институтов развития должна быть более координирована и в большей степени отвечать интересам модернизации экономики этой страны. Внешэкономбанк предлагает себя в качестве одного из инструментов координации этой деятельности и фокусирования ее на решении самых актуальных задач в развитии, в посткризисном развитии России.

Мы полагаем, что в ходе сегодняшнего обсуждения мы могли бы затронуть не только текущее состояние российской экономики, роль институтов развития, но и взглянуть за горизонт. Рассмотреть, как могла бы развиваться экономика в контексте деятельности институтов развития в ближайшие десять-пятнадцать лет, какие основные проблемы стоят перед нашей страной в этой перспективе. На нашей конференции присутствуют известные политики, банкиры, государственные деятели, представители международных, национальных финансовых организаций и институтов развития, представители бизнеса, власти. Я думаю, что такое удачное сочетание собравшихся на нашей конференции дает нам возможность рассчитывать на то, что обсуждение будет квалифицированным, заинтересованным. И результатом этого обсуждения станут конкретные предложения по повышению эффективности работы институтов развития в интересах модернизации российской экономики. В конце дня мы подведем итоги нашей конференции и рассчитываем на то, что уже в неформальной обстановке, на приеме, который приурочен, естественно, к 85-летию банка и к этой конференции, собравшей такое почтенное сообщество, мы продолжим обмен мнениями и расстанемся с еще большей уверенностью в том, что институты развития, по крайней мере, в Российской Федерации, необходимы, роль их в экономике следует усиливать. Не забывать о том, что мы все-таки продвигаемся уверенно, последовательно к либерализации нашей экономики, основанной на рыночных началах.

 

Томас МИРОВ, президент Европейского Банка реконструкции и развития

 

Большое спасибо за предоставленную возможность быть сегодня вместе с вами. Особенно благодарю господина Дмитриева за то, что он пригласил меня выступить в числе первых участников на этой конференции по случаю 85-летия годовщины ВЭБа. Прежде всего, позвольте поздравить вас с этой датой, которую вы отмечаете в эти дни. Сегодня ВЭБ играет очень важную роль в экономическом развитии и модернизации российской экономики. И конечно, нам хотелось бы пожелать вам всего наилучшего в этой работе.

Хочу подчеркнуть, что постольку поскольку действительно российская экономика очень серьезно пострадала от глобального экономического кризиса, банковское сообщество и ВЭБ не остались в стороне. Они также оказались в сложных условиях. И все это выражается в том, что спад экономики России будет примерно 8,5 процентов. В следующем году все-таки некоторые аналитики предполагают некоторый рост, в пределах до 3 процентов. Кризис, безусловно, обнажил уязвимые места, я бы сказал, узкие места российской экономики, как чрезмерная зависимость от сырьевых товаров, высокая концентрация экспорта в балансе доходов и вывоз их на внешние рынки. Но вместе с тем российское руководство очень быстро отреагировало, и решительным образом отреагировало на этот кризис. И действительно, предприняло ряд очень эффективных мер. Более того, хочу сказать, что за последнее время мы приветствовали выступления российского руководства, в которых содержится глубокий анализ причин и характера кризиса, поразившего российскую экономику. Очень важно отметить, что в этих выступлениях намечен четкий и ясный путь вперед. В словах президента Медведева звучит призыв к модернизации российской экономики на основе инновационных технологий. В выступлениях премьер-министра Путина также звучат соответствующие призывы к тому, что надо действительно модернизировать экономику. И в его словах говорится о том, что государство не может взять на себя все вопросы, что частный сектор должен включиться очень активно. Только на этом направлении, действительно, могут идти работы, совместные работы по сотрудничеству. Что касается конкуренции между частными компаниями, то они располагают действительно необходимыми стимулами для того, чтобы наращивать процесс производства, использовать энергетические ресурсы более эффективно, разворачивать новые технологии, применять новые технологии, чтобы обеспечить более эффективное развитие экономики.

ВЭБ активно включился в эту работу, и не только соответствующим образом анализирует обстановку, но и транслирует выводы из анализа этой обстановки в конкретные мероприятия. Мы приветствуем ту работу, которую проводите, особенно, что касается вашего портфеля, который сейчас по стоимости выше 10 миллиардов долларов. И ту работу, которую вы проводите с другими финансовыми институтами для развития внутреннего рынка и для решения вопросов по приватизации. Что касается 2010-2012 года, программы, принятой несколько недель назад, мы готовы работать на сотрудничество с ВЭБ, и выражаем нашу поддержку со стороны Европейского банка реконструкции и развития для того, чтобы работа шла действительно совместно, в едином ключе, по развитию как госсектора, так и частного сектора в интересах российской экономики. Это действительно, все это позволит нам внести свой вклад в совершенствование корпоративного управления, в создание более благоприятных условий на основе совместного инвестирования, на основе приобретения миноритарных активов или в сочетаниях в крупных предприятиях мажоритариев и миноритариев. Или на основе вывода активов на IPO и других механизмов. Это лишь один небольшой пример, где институт развития как ЕБРР может сыграть.

В условиях кризиса российское банковское сообщество пришло к выводу о том, что необходимо более активно действовать по преодолению последствий кризиса. На основе сотрудничества в этом году мы инвестируем порядка 4 миллиардов в Россию, не только в реальный сектор и банковский сектор, но также в новые технологии, в инфраструктуру, в энергоэффективность, в ключевые отрасли российской экономики с тем, чтобы действительно российская экономика стала технологичной экономикой, основанной на применении знаний. И, кстати говоря, в посткризисный период это особенно важно, да и в последующий период. Мы абсолютно согласны с тем, что говорится в выступлениях вашего руководства, что этот период должен быть активно использован для структурного обновления российской экономики, для активного развития. И, кстати говоря, это касается не только российской экономики, это касается и других национальных экономик. Все это потребует огромных капиталовложений и активной роли со стороны таких институтов, как ЕБРР, для того чтобы поддерживать частные инвестиции на основе соинвестирования с тем, чтобы действительно компенсировать недостаточный объем частного капитала. В этом контексте я призываю вас к успешному сотрудничеству с нами, ЕБРР, ВЭБ, на основе средне- и долгосрочного финансирования, на основе среднесрочных проектов. Я думаю, прогресс может быть обеспечен.

Более того, наше сотрудничество, я полагаю, может быть расширено на основе соответствующей поддержки малых и средних предприятий. В этом направлении я вижу один из ключевых элементов модернизации российской экономики. Потому что действительно энергичное развитие частного сектора очень важно. И это играет критическую роль в устойчивом развитии экономики. Но я не хочу сказать, что госсектор не может играть важной роли, нет. Госсектор играет важную роль и будет играть важную роль для создания соответствующих условий для того, чтобы идеи быстро переводились в конкретные практические программы по производству товаров и услуг. Но, во всяком случае, должны быть созданы рамочные условия, которые бы действительно способствовали развитию предпринимательства по всей стране. Для того, чтобы обеспечить это, необходимо нам сосредоточиться на уровне сотрудничества. И мы, я вам хочу сказать, что ЕБРР были, есть и будем готовы сотрудничать с вами на основе такого подхода.

 

Аркадий ДВОРКОВИЧ, помощник президента РФ

 

Позволю себе добавить буквально несколько слов на тему роли Внешэкономбанка в реализации нашей текущей экономической политики и долгосрочных планов. Считаю, что мы вовремя приняли решение о преобразовании Внешэкономбанка в один из ключевых институтов развития. И он сыграл существенную роль в начале реализации наших стратегических инвестиционных планов, планов развития еще в докризисный период, началась реализация масштабных проектов. Он также подхватил и реализацию необходимых мер антикризисной политики в тот момент, когда ситуация складывалась достаточно непросто, осенью прошлого года. И сегодня в банке сочетается осуществление этих двух задач. Но мы, конечно, надеемся, что Банк развития будет постепенно в полной мере возвращаться к своей основной роли, роли института развития. Постепенно начинается освоение тех функций, которые заранее закладывались в функционал банка, - таких, как поддержка малого и среднего бизнеса, а также происходит расширение Меморандума Банка развития в связи с приоритетами, объявленными президентом, о чем сказал сегодня Председатель Внешэкономбанка. И мировой опыт показывает, что реализация таких функций возможна в самых разных формах и возможна эффективная реализация этих функций как в организационно-правовой форме, специальной для любого законодательства (например, такой форме, как Государственная корпорация, в наших условиях), а также в традиционной форме, например, в форме акционерного общества. Президент дал поручение проанализировать, каковы наиболее эффективные формы реализации этих функций у нас в стране. К 1 марта правительство должно представить соответствующий доклад. Подчеркну: спешки на эту тему не будет. Все нюансы, все аспекты, связанные с возможными изменениями, будут тщательно проанализированы. И решение, как по порядку, так и по срокам возможного преобразования государственной корпорации Внешэкономбанк в акционерное общество будут приниматься с учетом всех особенностей, всей специфики, которая присуща сегодня этому банку. Мы не хотим понести излишних издержек, мы хотим, чтобы функции развития реализовывались максимально эффективно. Думаю, что в перспективе, как и обозначил президент, все корпорации, которые сегодня существуют, будут действовать в иных организационно-правовых формах. Но это движение будет происходить с разным темпом. И думаю, что Внешэкономбанк будет далеко не в первых рядах преобразованных в акционерные общества. Для этого потребуется значительный период времени. Поэтому Внешэкономбанк и его партнеры могут быть спокойны, работать так, как начали работать, и эффективно реализовывать те задачи, которые перед ними поставлены. Уверен, что сегодняшняя организационно-правовая форма, сегодняшние инструменты, которые приданы "Внешэкономбанку", позволяют это сделать.

 

Алексей КУДРИН, заместитель Председателя Правительства РФ, Министр финансов РФ

Уважаемые друзья, я, конечно, хочу остановиться на ключевых вопросах и начать все-таки с мировой ситуации, поскольку мы сегодня находимся в зоне еще эпицентра кризиса или в зоне пика кризиса. Потому что этот период, наверное, потом десятилетия будут изучать специалисты. Очень сложно сегодня давать оценки тех всех причин, но часть из них известна. Тем не менее, сейчас мы находимся как бы на стадии роста. Это мы видим по статистическим показателям, улучшаются прогнозы развития мировой экономики. Но надо отметить, что пока что еще сохраняются значительные риски в мировой экономике.

Больше того, мы будем иметь абсолютно новую ситуацию на рынках капитала в ближайшие несколько лет. Это связано с тем, что крупные фискальные пакеты правительств в поддержке экономик своих стран в период кризиса сегодня вывели бюджеты этих стран в дефициты, в целом по Еврозоне будет 6,5-7 процентов дефицит. Как мы знаем, в США это почти под 10, в Великобритании больше 12. Поэтому в течение ближайших двух или трех лет мы будем иметь общий объем долга стран Евросоюза больше 100 процентов. США тоже выйдет примерно на 100 процентов долга к ВВП. Япония, Италия и Япония существенно выше этого показателя уже находились. И на самом деле мы будем иметь новую ситуацию на рынке суверенных долгов, капитала. И стабильность рынка будет очень зависеть от новой политики, которую будут проводить страны, и осторожности. Потому что те массированные вливания, которые проводятся сейчас за счет дефицитов, они, скажем, отразятся на ближайшем будущем. И на этих странах, на их возможности поддерживать соответствующие новые программы, и на конкуренции на рынках капитала. Потому что государства выступят, даже в ближайшие два года, ключевыми заемщиками на рынке капитала, несколько оттягивая, оттесняя частный сектор. Нужно понимать эту перспективу.

Во-вторых, сохраняются плохие долги на балансах предприятий во многих странах, в том числе и в Еврозоне, и в США, в России, конечно же. Мы понимаем, что пока ситуацию несколько прикрыли. Но плохие балансы еще скажут о себе. Сейчас предприятия стремятся войти в свой коридор издержек, из убытков выйти в рентабельность. Все пытаются улучшить производительность, снизить издержки, но не у всех это получится. Рынки сократились, места на рынке стало меньше в силу снижения потребления. Соответственно, не все пройдут вот этот сложный период, ближайшие год-два. Соответственно, мы еще не знаем масштаб списаний, который нам предстоит. Наверное, как говорят крупные международные финансовые институты, объем списаний будет больше, чем случился до сих пор. В том числе и в России нам нужно ожидать сложностей, связанных с балансами, как предприятий, так и банков.

В связи с неопределенностью сохраняется кредитное сжатие в мире. В целом и в США, и в Еврозоне около ноля где-то, чуть меньше - чуть больше, - объем кредитования. Кредитование не растет в связи с сохраняющимися рисками в России. Это также около нуля процентов, чуть больше. Объем кредитов нефинансовому сектору на 1 января составлял 12 триллионов 509 миллиардов. На сегодня, на 1 ноября, это было 12656, то есть небольшой, чуть больше 150 миллиардов, прирост объема кредитов. Это около одного процента. И у нас также сохраняется большая неопределенность для кредитования, так же, как и пассивная база банков, являющихся источником, остается еще пока неопределенной до конца, что сдерживает банки более смелым кредитованием.

Конечно, центральные банки мира вышли главными борцами с кризисом. Они дали большую ликвидность, расширили свои полномочия, стали скупать ценные бумаги корпоративных структур, стали скупать ипотечные бумаги, то есть то, что, как правило, не делали. Стали напрямую участвовать в рынке. Это, возможно, временное явление. Но, тем не менее, именно центральные банки монетарными средствами, средствами денежно-кредитных инструментов стали главными участниками рынка. На втором месте с существенным отрывом по масштабу идут правительства стран, поддерживая спросы. Как я уже сказал, это тоже накапливает определенные проблемы, разрешает и одновременно создает новые сложности в будущем. Но вот эта большая ликвидность, она сегодня ищет себе применение, в том числе эти дешевые деньги ищут себе применение, и как бы мы клин клином выбили. Мы перевыбиваем. Мы те пузыри, которые были созданы в предыдущий период, сейчас пытаемся сдержать их сдувание, чтобы это не отразилось остро на населении, на работающих на предприятиях, поддержать спрос. Но это сдувание пузырей еще не завершилось. Как я сказал, оно будет происходить и через разрешение ситуации на балансах предприятий и банков. Спрос еще не стабилизировался. Недвижимость, цены на недвижимость в мире еще не стабилизировались, а это главный залог многих кредитов. И в зависимости от ближайшей судьбы этой недвижимости будут также определены качества отдельных долгов.

Таким образом, мы, может быть, создали некие зоны, которые мы еще до сих пор не знаем, - рисков, связанных с вот этой ликвидностью. Риск один, который я точно могу сразу назвать, связан с тем, что как только начнут расти ставки рефинансирования центральных банков Европы и США, развивающиеся рынки, в том числе к которым относится Россия, скорее всего, потеряют часть капиталов. То есть те дешевые капиталы, которые пришли на условиях высокой доходности на наших рынках, вот некая временная стабилизация, - они отхлынут. И пойдут на рынки, где будут подниматься ставки, где будет больше надежности. Мы пока вот в этой глобальной экономике остаемся слабым звеном по участию капитала. И мы, к сожалению, будем испытывать вот эту волатильность, которая, конечно, будет сказываться на наших фондовых индексах, на наших платежных балансах, на наших валютных курсах. Эти риски остаются.

Таким образом, мы пока живем в очень ненадежном мире. И поэтому заявления ведущих экономистов о том, что это будет медленный, трудный, очень неустойчивый рост в ближайшие годы и медленный выход из кризиса, - на мой взгляд, они вполне справедливы. Но я бы здесь сказал: мы должны по-новому оценить те возможности мировой экономики. Возможно, можно сказать, что глобализация стала некой новой средой или новым фактором, который привел к накапливанию этих рисков. Недостаточное регулирование, как национальное, так и на микроуровне, по работе отдельных инструментов, по накапливанию рисков на отдельных балансах. Но мы, с другой стороны, должны искать новые возможности использовать эту глобализацию для нового этапа роста мировой экономики. И, конечно, здесь сегодня частичный ответ - наверное, неполный - заключается в создании новых мировых институтов развития, или мировых регуляторов. В области торговли такой институт есть, по-видимому, он должен усиливаться. Я имею в виду ВТО. В области финансовых рынков такого института нет. Все основные площадки финансовые регулируются национальными законодательствами. Нет международных правил финансовых рынков. Есть требования отдельных площадок для инвесторов. И инвесторы перебегают с площадки на площадку, где им удобнее, где меньше требования. И сегодня конкурируют за это, снижая требования к выпускам. Что, конечно, оставляет неопределенность определенную... определенные неопределенности на финансовых рынках и в отдельных секторах ценных бумаг. Поэтому я думаю, что мы не все еще риски получили на этих рынках. Много говорится и о хедж-фондах, и кредитных картах, и других, где еще тоже не все проблемы прояснились, выявились. Поэтому создание мировой финансовой архитектуры, которая бы учитывала эти новые особенности мировых рынков, это наша обязанность.

Россия и наш президент Медведев Дмитрий Анатольевич участвует во встречах Большой двадцатки, где вырабатываются эти принципе. На последней встрече в Питтсбурге были приняты принципы или рамочные правила по новому совершенствованию этих рынков. И конкретные инструменты будут вырабатываться в ближайшее время. Мы должны на самом деле в ближайшие буквально полгода будем адаптировать эти принципы и к Российской Федерации. В ближайшее время мы выйдем с несколькими докладами на эту тему, в том числе возможно, которые будут завершаться и какими-то проектами законов для российского фондового рынка с требованиями к российским финансовым компаниям, ну, и в целом к компаниям. То есть нам придется не убегать от этого мирового рынка, от этой глобализации, которая как бы принесла эти сложности, - нам нужно всем вырабатывать единые правила работы и России встраиваться в них.

Поэтому, говоря еще об одной части, о торговле, которая, к сожалению, снизится в этом году, и оценки, что мировая торговля снизится на 11,9 процента, - я уже говорил, с нашей торговли с нашими ближайшими партнерами по СНГ мы еще больше потеряли оборот и экспорт-импорт. Но главный вызов - это попытка себя опять сейчас защитить в этой мировой конкуренции, рост настроений протекционизма, в том числе сложившихся и в России. Мы тоже страна, которая применяла протекционистские меры разного рода, мягкие и более жесткие, - как и другие страны. Но нам придется и в этой части оценить свои перспективы. Нам нельзя закрываться. Я могу сказать, что средневзвешенная ставка защиты российского рынка - 11,5 процентов. Чтобы понять, у Евросоюза - 3-4 процента. В США тоже около 3 процентов. Мы - одна из самых закрытых стран остаемся среди новых развитых стран. Это, в том числе среди других факторов, является фактором накапливания отдельных рисков у нас в стране. То есть мы живем как бы в своем соку, можно так сказать, и имеем от этого все сложности. И преимущества, и сложности. Условно говоря, это большая степень защиты. Но нам придется вступать в ВТО, встраиваться в эти правила. Тактический шаг - это создание нового Таможенного союза, который уменьшит границы или барьеры между нашими ближайшими соседями, с Казахстаном и Белоруссией.

Я бы назвал новый императив любой экономики, особенно новой, современной или инновационной. Если мы хотим создавать новый товар, совершенно новый инновационный продукт, то мы это сможем сделать, только используя самые современные достижения, которые созданы в мире. Таким образом, завозя сюда мозги и технологии. И этого не надо стесняться. Мы, создавая свой уникальный продукт, в котором мы хотим быть первыми или занять мировые ниши, должны максимально использовать все лучшее, что создано. Если мы будем создавать свои технологии, потом повторять мировой опыт и затем на этой базе пытаться продвинуться дальше, мы, скорее всего, отстанем. Поэтому открытость для использования лучших достижений мира - это возможность, которую должно получить каждое предприятие страны. Поэтому в этой части нам тоже нужно будет серьезно наладить наш режим.

Я хочу сказать, что Россия - одна из стран, которая, конечно, несколько больше потеряла в темпах роста, в падении производства. Это связано с нашей сырьевой зависимостью. В последние годы мы не сумели преодолеть этой зависимости. Не в том смысле, что мы не построили новые предприятия (я об этом сейчас еще скажу) или не создали новые секторы экономики, - не только в этом. Главной нашей проблемой за последние лет пять было то, что мы допустили использование нефтегазовых ресурсов, вот тех, которые подогреваются очень высокими ценами, в таком объеме. То есть мы их, оказывается, не только не накапливали - мы их еще и тратили больше, чем могли себе позволить, что привело к укреплению нашей национальной валюты, среди стран Большой двадцатки к самому сильному. То есть мы допустили самое сильное укрепление нашей валюты. Поэтому когда цена падает со 147 долларов до 40, и наш валютный приток или текущий счет нашего баланса тоже сжимается, безусловно, у нас будет и большая девальвация. Это повлияет в свою очередь на инфляцию. И даже при таком укреплении нам не удалось полностью... спор: или инфляция, или укрепление. И даже при таком укреплении рубля еще оставались средства, которые создавали избыточное денежное предложение и инфляцию. Я уже говорил, что в некоторые годы мы на 50 процентов увеличивали денежное предложение. То есть наша политика в части стерилизации или ухода от вот этих лишних, ненужных денег оказалась слабой, мягкой. И поэтому мы допускали нестабильность в макроэкономике. Хотя нас иногда хвалят за то, что мы наконец-то стали лучше действовать, но даже в этой части мы не оказались столь жесткими, как нужно. И поэтому уход от зависимости - в первую очередь, это будет стерилизация или нейтрализация вот этих плохих денег, которые лишними сегодня являются и разбалансируют макроэкономику. А с разбалансированной макроэкономикой, конечно, очень трудно создать низкие кредитные ставки на рынке, длинные деньги, стабильность сбережений населения. Население будет сберегать в наших банках, в банках только в том случае, если будет уверено в надежности политики, низкой инфляции и предположительном доходе на свои вклады. Соответственно, для прорыва нам нужна низкая инфляция, низкие ставки кредитования на рынке. Тогда у нас создастся необходимый инвестиционный потенциал. И наш ближайший выбор, решение, которого мы должны будем добиться, - это создание собственного финансового рынка, сопоставимого по условиям кредитования с внешними площадками. Только если наш финансовый рынок будет развиваться вот в этом направлении, что возможно, что мы можем сделать, - и в ближайшие годы, я уверен, у нас есть такой серьезный шанс. Это первый важный фактор для этого.

Второй момент, когда мы говорим о модернизации, то часто говорим о том, что может быть. Может быть - понимая под этим как модернизацию нашей промышленности на новых условиях, то есть на новых технологиях. Но я бы сейчас сказал: модернизация, - и я думаю, это более правильно, в более широком смысле, - это не просто список предприятий, это не просто список технологий, это не список только инновационных компаний. Это механизм, это институт, позволяющий все время совершенствоваться, каждую минуту работать над новыми проектами. Это значит институты. Это то, что стимулирует или способствует. Поэтому модернизация должна, на мой взгляд, модернизация представляет собой, прежде всего, институциональную основу новой экономики. Это та удочка, которой нужно научиться ловить.

И завершая, я хочу сказать, что правительство должно сегодня создать необходимые условия, в том числе снижение административных, как мы говорим, барьеров. Хотя мы к этим словам уже привыкли. Но как раз вот эти условия для модернизации в перву

Категория: Внешэкономбанк | Добавил: Админн
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009