"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

29.03.2024 Пятница 03:46

Главная » Файлы » Болевая точка России » Коррупция

КАК ИСКОРЕНИТЬ ВИРУС КОРРУПЦИИ?
В точном переводе с латыни «коррупция» означает «порча». Нет, конечно, не в оккультном значении, а в самом, что ни на есть прозаическом, бытовом смысле. Коррумпировать – значит испортить. К сожалению, в современной России коррупция стала настоящей «порчей», угрожающей самому существованию государства. Изучение бессчетного количества научных, околонаучных, псевдонаучных и вовсе антинаучных трудов российских «экспертов», посчитавших своим долгом откликнуться на призыв президента страны: «Все на борьбу с коррупцией!», приводит к неутешительному выводу о том, что значительная часть этих людей не имеет ни малейшего понятия ни о том, что представляет собой это несомненное зло, ни о том, каковы действительные причины его широкого распространения, ни, тем более, о том, как с ним, собственно, бороться. Ни в коей мере не отрицая необходимости наступления на коррупцию «широким фронтом», включающим в себя антикоррупционную экспертизу действующих и принимаемых законов и подзаконных актов, улучшения материального положения ответственных должностных лиц, снижения регулирующей роли государственных органов в экономике и еще множество иных вполне разумных предложений, хотелось бы напомнить всем заинтересованным лицам, что мздоимство, в отличие от наркомании, – не болезнь, а преступление, и потому главное направление в борьбе с этим злом не социальная реабилитация, а уголовное преследование. Любое проявление коррупционного поведения нарушает закон, стало быть, в любом демократическом государстве должно наказываться по закону, но реализовать этот важнейший принцип некому: наши правоохранительная и судебная системы в этом направлении не функционируют должным образом. В первую очередь потому, что сами поражены этой заразой. Сегодня страна находится в положении сравнимом с компьютером, зараженным опасным вирусом, поразившим и антивирусную программу. Каждый, кто хоть что-нибудь понимает в компьютерах, скажет вам, что начать лечение следует с антивируса, а уже потом с его помощью «вылечить» весь компьютер. Что же и как следует реформировать в нашей «антивирусной правоохранительной системе»? Для того чтобы ответить на этот весьма непростой вопрос, нам придется повнимательнее присмотреться к основной «тягловой» силе этой системы – Министерству внутренних дел. Объем полномочий этого, несомненно, стержневого правоохранительного ведомства, впечатляет. Нет такого закоулка жизни общества, куда бы не дотягивалась охранительная десница нашей милиции. Общеуголовная и экономическая преступность, незаконный оборот наркотиков, налоговые преступления, ставшая притчей во языцех безопасность дорожного движения, потребительский рынок, разрешительная система (оружие), экологические правонарушения и преступления, преступность несовершеннолетних, а еще общественный порядок и добрая половина Кодекса об административных нарушениях, следствие, дознание – все это сфера деятельности МВД. Едва ли можно найти другую такую структуру, которая могла бы сравниться с ним по количеству правоохранительных функций. Поэтому именно сегодня именно она является той точкой приложения, куда должны быть направлены первоочередные усилия реформаторов, желающих искоренить коррупцию в сфере правоохранения. СРЕДСТВО ОТ «РАЗДВОЕНИЯ ЛИЧНОСТИ» Милицейские структуры имют одну особенность, которая отличает его от коллег-правоохранителей. Еще в советские годы, понуждаемые руководителями всех рангов, рядовые милицейские «опера» массово укрывали от учета преступления любой степени тяжести, выдавая «на-гора» требуемый партией и правительством процент раскрываемости. Изощренность отдельных мастеров этого дела просто не поддается описанию. Истории о воробьях, склевавших несколько тонн колхозного зерна, или об изощренных самоубийствах с нанесением жертвой себе нескольких ножевых ранений в спину – это милицейский фольклор, передаваемый из уст в уста и от поколения к поколению. Именно поэтому в милицейских структурах особо ценились не те, кто раскрывал, а те, кто искусно «крыл», уговаривая потерпевших не писать заявлений, фальсифицируя доказательства. И все с одной целью – поднять показатели работы. При этом никакой материальной заинтересованности сотрудники, занимавшиеся столь неординарной деятельностью, не имели. Когда же времена поменялись, и тысяча-другая долларов стала гораздо привлекательнее, чем Почетная грамота, многие пришли к выводу, что рисковать бесплатно, ради «повышения» показателей работы гораздо менее интересно, чем теми же методами «заработать» денег. Осмелюсь утверждать, что у большинства сотрудников милиции, включая оперативные службы, дознавателей и следователей «уважение к праву, к закону» (как говорил Леонид Ильич Брежнев) отсутствует напрочь. «Слиповать» (от слова «липа») любой материал или уголовное дело для знающего человека – раз плюнуть. Причиной тому и тяжелое наследие, доставшееся от советских времен, и новоприобретенные в демократической России мздоимство и продажность. Что с этим можно сделать? Как искоренить в одночасье то, что копилось годами? В первую очередь, необходимо избавиться от «раздвоения личности», основанного на годами выработанном убеждении, что нарушать закон «в интересах службы» можно и даже похвально, но при этом сотрудников, попавшихся на такого рода нарушениях, никто не пощадит. Утешаться им придется только сочувствием коллег, включая руководителей, загнавших их в эту беспощадную правовую ловушку. «Сломать» многолетнюю практику укрытия преступлений от учета, как первооснову беззакония, можно только принятием Федерального Закона о регистрации преступлений и правонарушений в Российской Федерации и внесением изменений в главу 31 Уголовного кодекса РФ «Преступления против правосудия». Закон о регистрации преступлений и правонарушений в РФ необходим для того, чтобы раз и навсегда покончить с укрытием преступлений, не заставляя милиционеров раздумывать над извечной для них дилеммой: регистрировать или нет. Кроме того, Закон должен содержать новую для российской правоприменительной практики формулу компьютерной регистрации малозначительных нераскрытых преступлений без принятия по ним каких-либо мер процессуального характера. Например, потерпевший обращается в милицию с заявлением о краже бумажника из кармана. В 99,9% случаев такие преступления раскрываются только случайно (например, преступник задержан за другое преступление, а в кармане у него кредитная карточка потерпевшего). Естественно, Закон должен совершенно четко определять, в каких именно случаях милиция может не возбуждать уголовное дело и без проверки и вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела зарегистрировать заявление путем составления карточки с последующей постановкой ее на компьютерный учет. Юридическая техника этого Закона должна быть безупречна, не оставляя сотрудникам милиции никаких возможностей для толкований. Кроме того, в Законе должен быть конкретно прописан перечень оперативно-розыскных действий, в обязательном порядке проводимых по таким видам преступлений с фиксацией их результатов в той же карточке. Этим же Законом должна быть установлена конкретная уголовная ответственность за нарушение порядка регистрации преступлений и правонарушений. Что даст эта предлагаемая новелла для наведения порядка в милиции? Первая цель – искоренение двойных стандартов в деятельности органов внутренних дел – описана выше. Вторая, не менее важная, – освободить оперативных работников милиции от переписывания сотен ненужных бумаг для так называемых «отказных материалов» по фактам мелких краж и направить их усилия на раскрытие тяжких преступлений. Третья – получить, наконец, объективную статистику преступности в стране, отказавшись от привычных «приписок». Совершенно очевидно, что предлагаемая мера должна быть предварена тщательной и объективной работой по изучению реального положения дел в органах МВД. Причем, полагаться на ведомственные статистические данные ни в коем случае нельзя. Необходима разработка специальных методик исследований, которые могут точно отразить нагрузку на оперативных работников, дознавателей и следователей, с тем, чтобы выработать программу реформирования милиции, главной задачей которой было бы повышение эффективности ее деятельности путем освобождения сотрудников от ненужных формальностей с одновременным повышением их ответственности за объективное и беспристрастное расследование и раскрытие преступлений. Должна быть полностью изменена система критериев оценки деятельности органов внутренних дел. Как справедливо отметил президент Дмитрий Медведев, на совещании в Кремле 19 мая 2008 года «О противодействии коррупции»: «Необходимо подумать о системе оценки деятельности, современной системе оценки деятельности и правоохранительных органов, и регионов в этой сфере». Существующая «палочная» система оценки деятельности МВД способствует исключительно фальсификациям, создающим коррупционную модель поведения. Необходимо решительно отказаться от пресловутого «процента раскрываемости» и выработать объективные критерии, применение которых будет способствовать улучшению качества работы милиции. Что это будет? Количество выявленных, раскрытых преступлений, возмещение ущерба по уголовным делам, количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, – это, в принципе, не так и важно. Для решения столь масштабной задачи, как реформирование МВД, должна быть создана специальная комиссия (возможно, в рамках Антикоррупционной комиссии при президенте), которая, выслушав все заинтересованные стороны, примет решение на эту тему. Главное, чтобы новые критерии оценки деятельности МВД были основаны на реальных, а не «дутых» показателях, и способствовали более эффективной деятельности этого важнейшего правоохранительного органа. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Вы когда-нибудь видели в американском боевике понятых, участвующих в обыске или осмотре места происшествия, или полицейского, пишущего протокол допроса? Правильно, не видели, потому что полицейскому там доверяют больше, чем у нас милиционеру. Полицейский там самостоятельно изымает вещественные доказательства, осматривает место происшествия, не тратя бумагу и время на составление предусмотренных нашим Уголовно-процессуальным кодексом протоколов, применяя при этом современные аудио и видео средства фиксации. Все результаты работы излагаются в рапорте, и никто, включая суд, не усомнится в точности этого документа. Слишком высока мера ответственности (в том числе и уголовной), и дело не только в зарплате полицейского. Конечно, при современном уровне распространения коррупции и действующем (точнее не действующем) законодательстве без понятых и подписей свидетелей как бы и нельзя. Но, во-первых, если нужно, то вам и с понятыми всегда успеют что-нибудь сунуть в карман при обыске, а во-вторых, и это главное, глава 31 Уголовного Кодекса РФ «Преступления против правосудия» должна быть дополнена рядом специальных составов преступлений, предусматривающих ответственность должностных лиц МВД, прокуратуры, других органов расследования и судей за злоупотребления при расследовании и рассмотрении уголовных дел. Причем, ответственность по этим статьям должна быть повышенной. В действующем Уголовном Кодексе РФ статья 303 «Фальсификация доказательств» предусматривает лишение свободы на срок до трех лет, а при наступлении тяжких последствий – до семи. Как будто ущерб, нанесенный правосудию, сам в себе не несет тяжких последствий. Кроме того, понятие «фальсификации» в диспозиции статьи вообще не раскрывается. Если мы хотим навести элементарный порядок в следствии, дознании, судопроизводстве, в том числе и административном, вся 31-я глава нынешнего УК должна быть изменена по следующим направлениям: 1. Следует предельно конкретизировать составы преступлений, связанных с процессуальной деятельностью должностных лиц правоохранительных органов и судов. Вместо общих формулировок – таких, как «фальсификация доказательств» или «привлечение заведомо невиновного к уголовной отвественности» – следует ввести новые составы преступлений, не допускающие многозначных толкований (например, «внесение заведомо ложных сведений в служебную документацию»). 2. Необходимо распространить действие 31-й главы УК на многочисленные административные функции МВД (здесь окажутся и навязшая на зубах административная практика ГИБДД и гораздо более опасная практика административных арестов и задержаний). 3. Ответственность за преступления, предусмотренные 31-й главой УК должна быть повышена в разы, причем низший предел наказаний должен быть установлен достаточно высоко, чтобы стать мощным средством профилактики этого вида преступлений. Например, вместо штрафа в 80 000 рублей за дачу заведомо ложных показаний свидетелем, предусмотренного ст. 307 нынешнего УК, следует ввести реальное лишение свободы сроком не менее 10 лет. Это относится и к статье 294 УК РФ, устанавливающей ныне максимальную ответственность за вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия в виде лишения свободы на срок до двух лет (a propos, интересно, сколько таких дел рассматривается в год в России?). Ни в одном из штатов США ничто подобное не «тянет» меньше, чем на двадцать лет. БОЛЬШЕ ПОЛНОМОЧИЙ И БОЛЬШЕ ОТВЕТСТВЕНОСТИ Количество плохо оплачиваемых и не очень добросовестных борцов с преступностью начинает просто представлять угрозу для законопослушных граждан. Сегодня у государства есть последний шанс изменить ситуацию в правоохранительной деятельности, то есть разработать реалистическую систему критериев оценки деятельности милиции, которая не будет подталкивать сотрудников к совершению должностных преступлений, сократить количество милиционеров, увеличив им зарплату и «развязать» им руки, многократно ужесточив ответственность за нарушения закона при исполнении служебных обязанностей. Кстати, говоря о низкой зарплате низовых подразделений правоохранительных органов, мы вовсе не имеем в виду повышение ее в разы. Это отнюдь не приведет к желаемым результатам. Сумма взятки, предложенная очень заинтересованным лицом, всегда будет в десятки и сотни раз выше любой зарплаты. Стоит просто обратиться к мировому опыту. Если, например, сотрудник, проработавший три-пять лет и положительно себя зарекомендовавший, просто получит очень льготный кредит, позволяющий приобрести среднего качества жилье, и будет знать, что при увольнении по компрометирующим обстоятельствам он будет обязан немедленно выплатить всю сумму кредита или доплачивать до рыночного процента по кредиту, – желающих брать взятки сильно поубавится. Такая мера, конечно, не решит проблему мздоимства в высших зшелонах, но рядовых и среднее звено очень впечатлит. Окидывая печальным взором удручающую картину российского правосудия, остается только надеяться, что новый президент России, будучи юристом не только по диплому, но и по своему мировоззрению, найдет в себе достаточно политической воли, чтобы реализовать на бескрайних российских просторах настоящую реформу всех составляющих системы правосудия. Минимальный результат такой реформы должен заключаться хотя бы в отсутствии угрозы национальной безопасности со стороны самой системы. Виктор Усиевич
 
Категория: Коррупция | Добавил: Админн
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009