Знак Овна ассоциирован со стихией огня во втором ее проявлении, управляется Марсом. Этот знак символизирует первородную идею, идею Личности в самом широком ее понимании, идею, осознающую себя в наборе собственных свойств, и стремящуюся к рождению становлению, проявлению и экспансии. Идея эта, однако, самодовлеющаяя, поскольку не имеет внешних связей и не соотнесена с Бытием других идей, что определяет ее ярко выраженное стремление доминировать над всем. Управитель Марс придает действиям и стремления овна воинственный и агрессивный характер, по своему характеру они всегда прямы и энергичны.
Противостоит знаку Овна знак Весов, ассоциированный со стихией воздуха во втором проявлении и управляемый Венерой. Знак Весов в высокой степени отражает характеристики управляющей им планеты. Это знак равновесия, справедливости, гармонии, пластики.
Эпоха Овна началась где-то за два тысячелетия до н.э. Примерно в это время в Странах Древнего Востока Египте и Месопотамии, а также в Индии открывают способ получения железа из руды, что обуславливает конец бронзового и начало железного века. Употребление железа четко характеризует вступление в силу эпохи Овна, управитель которой Марс в астрологии и алхимии ассоциирован с железом, в общественном устройстве ее наступление следует связывать с распадом общинно-родовых и формированием рабовладельческих отношений. Эпоха Овна также приносит человечеству непрерывные войны, что объясняется также управлением Марса и характерным для идеи знака стремлением к саморасширению и экспансии.
С началом этой эпохи распадается Египетское государство Древнего царства и, пройдя через относительно короткий период Среднего царства (21-18 века до н.э.), Египет вступает в период Нового царства, государства принципиально иного типа. Если Древний Египет представлял собой миролюбивую земледельческую цивилизацию, основанную на сельских общинах, то Египет Нового царства становится раннерабовладельческой монархией военного типа. Начинаются непрерывные военные походы в Сирию и Нубию, войны с хеттами, ливийскими племенами, ахейцами, этрусками и другими народами. Верховный бог Египетского пантеона - Ра отождествляется теперь (особенно с возвышением XII династии XX-XVIII в. до Р.Х.) не с быком Аписом, но с Амоном, символическим животным которого был овен, и богом войны Монту (бог Амон-Ра-Монту). В это время фараон уже ассоциируется не с Аписом-Тельцом, но с Амоном-Овном.
В XXI веке до Р.Х. племена Элама и Амаритов захватили Шумерское государство, на месте которого образовалось Вавилонское царство. С началом эпохи Овна начинается развитие, по сути первой европейской цивилизации, минойской культуры на острове Крит. Около 2000 г. до н.э. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы Кносс, Мелия и Фест (в этом плане символичен Древнегреческий миф о том, что именно на Крите легендарный основатель Афин и герой Тезей убивает "Звездного быка" - Минотавра).
Под влиянием этой культуры с первых веков 2-го тысячелетия до н.э. на Балканском п-ве, Пелопоннесе и в Средней Греции развивается критско-микенская культура, которая лежит в истоках культуры Греции Гомерского периода (XII-VIII вв. до Р.Х.). В это время происходит распад родовых отношений и начало употребления железа в качестве основного металла, а эпоха Овна набирает силу. Расцвет же ее начинается с 8-го века до н.э., когда в Греции образуются рабовладельческие города-государства, возникает Рим (754-753 гг. до н.э.).
Можно смело утверждать, что Греческая и Римская цивилизации, которые современная наука относит к одному типу общества, в своих проявлениях полностью соответствуют идеи эпохи Овна. Главная их черта в том, что они ориентированны на культ войны и героев. Греки и римляне воевали самозабвенно и непрерывно. Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, 8 в. до н.э.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи и до наступления эпохи рыб! Немногим меньше (если меньше!) воевали греки.
Конечно люди воевали и до и после эпохи Овна, а войны, особенно ХХ века, по своей жестокости превосходили войны античности, но отличие в том, что в греческую и римскую культуру война входила органически, являясь делом наиболее почетным, и породила культ героя.
Появление героев - это важнейшее событие эпохи овна, ведь герой - прежде всего, вполне обособленная личность, а именно Личность, как явление - одно из первых характеристик знака Овна, отражающее его стремление к самостановлению и обособлению.
Эти тенденции в обществе естественно нашли широкое отражение в античной художественной культуре, литературе, изобразительном искусстве. Так "Илиада" и "Одиссея" Гомера - поэмы сыгравшие огромную роль в формировании античной цивилизации - прежде всего поэмы о войне и героях. В античности впервые выступает на первый план Личность человека-творца, художника. В родовых культурах творец рассматривался скорее как посредник между божеством и людьми, не обладающий способностью к самовыражению. Внутренняя гармония и поэтичность античного искусства определяется влиянием на эпоху Овна знака Весов, управляемых Венерой, планетой гармонии и пластики, покровительницы искусств.
Характерна античная религия и мифология. Боги Греции и Рима, прежде всего, герои и воины, принимающие обязательное участие в битвах людей. В отличие от "природных" материальных богов Египта, боги античности уже конкретные Личности, с ярко выраженным характером (причем, в соответствии с требованием эпохи Овна, характером своевольным, энергичным и жестоким), олицетворяющие не существующую материю, а действенные идеи. Следует отметить, что именно в этот период человечество приходит к идее единого бога - т.е. Личности и Абсолютной идеи в их синтезе и предельном обобщении.
Что касается античной философии, то она слишком обширна и глубока, чтобы можно было кратко продемонстрировать всю связь ее с идеями эпохи Овна. Стоит только отметить, что именно в этот период зарождается античная диалектика, являющаяся ни чем иным, как выражением стремления Идеи Овна к самостановлению, т.е. к развитию. Остро обсуждается в античности и проблема Единого.
|