В январе-июне 2009 года на предприятиях энергетического машиностроения, случаев остановки энергомашиностроительных производства не наблюдалось, поскольку поставка выпускаемой продукции осуществляется в рамках заключаемых ранее долгосрочных договоров. Задолженности по заработной плате не наблюдается. В настоящее время предприятия отрасли испытывают проблемы, связанные с отказом авансирования работ по заключенным контрактам, в связи с пересмотром инвестиционных программ предприятий энергетики.
Тракторов на колесном ходу в январе-июне 2009 года произведено 3,7 тыс.шт. (на 42,8% меньше чем в январе-июне 2008 года), на гусеничном ходу 1257 штук (на 66,8%).
Динамика производства (к январю-июню 2008 года) составила: ОАО «Абаканский опытно-механический завод» - 5%, ООО «Онежский тракторный завод» - 6,4%, ООО «Интерснаб», г. Орел - 8,8%, ОАО «Липецкий трактор» - 17,8%, ООО «Елабужский автомобильный завод» - 18,3%, ООО «Алтайский тракторный завод» -19,5%, ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения» - 20,8%, ООО «ЧТЗ‑Уралтрак», г. Челябинск - 28,3%, ОАО «Промтрактор», г. Чебоксары - 31,4%, ОАО «ТК Волгоградский тракторный завод» - 40%, ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» - 53%, ЗАО «Петербургский тракторный завод» - 58,2%, ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (80,0%), ЗАО «Агротехмаш» - 85,9%. Увеличило выпуск тракторов только ОАО «САРЭКС» – на 6,7%. ОАО «КАМАЗ» в январе-июне 2009 года выпустило 147 тракторов.
В январе-июне 2009 года существенно снизилось производство станков, 34,6% к январю-июню 2008 года. Снижение производства обусловлено существенным сокращением спроса ряда отраслей промышленности на продукцию станкостроения. Общий объем заказов (контрактов) на поставку продукции станкостроения в январе-июне 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года снизился на 30-35%. Задолженность покупателей перед предприятиями станкоинструментальной отрасли выросла на 20-25%. На большинстве предприятий произошло сокращение объемов реализации продукции, выросли остатки нереализованной продукции на складах предприятий, сократилась загрузка производственных мощностей по основной номенклатуре продукции.
За период январь-июнь 2009 года произошло уменьшение объема производства основных видов оборудования для нефтегазового комплекса (69,7% к январю-июню 2008 года). Изменение производственных показателей обусловлено снижением объемов закупки продукции нефтегазовыми компаниями. Осуществляется общее сокращение программ бурения, сокращение планов по строительству новых скважин, перенос или отказ от программ геологоразведочных работ. Происходит массовый перенос на более поздние сроки реализации инвестиционных проектов или сокращение объемов инвестиций. Вместе с тем стоит отметить увеличение доли отечественной продукции нефтегазового машиностроения в общем объеме закупаемого компаниями нефтегазового оборудования.
Производство легковых автомобилей в январе-июне 2009 года сократилось на 60% по сравнению с январем-июнем 2008 года и составило 289 тыс. шт.
Выпуск автомобилей иностранных брэндов в январе-июне 2009 года составил 46,6% к январю-июню 2008 года. При этом увеличили производство ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» на 60,8% (2,4 тыс.шт.), Фольксваген Рус – на 23,5% (25,2 тыс.шт.). Предприятия, работающие в режиме «промышленной сборки», изготовили 100,5 тыс.шт., 55,1 процента.
Снизили производство ОАО «АВТОВАЗ» - 36,3% к январю-июню 2008 года (139,4 тыс.шт.), ОАО «Иж-Авто» - 30,8% (9,8 тыс.шт.), ОАО «УАЗ» – 30,4% (4,7 тыс.шт.), Группа компаний «АВТОТОР» – 53,7% (29,8 тыс.шт.), ОАО «АВТОФРАМОС» – 58,4% (24 тыс.шт.), ЗАО «Форд Мотор Компании» – 70,5% (24,6 тыс.шт.), ООО «Дженерал Моторз Авто» – 27,2% (4,4 тыс.шт.), ООО «АК «ДЕРВЕЙС» – 11,4% (0,4 тыс.шт.). ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» выпустил 0,4 тыс.шт. Volga Siber (2,9%), автомобили других марок не выпускались. На предприятиях ООО «Дженерал Моторз Авто» и ООО «АК «ДЕРВЕЙС» в июне месяце выпуска легковых автомобилей не было. На ОАО «СеАЗ», г. Серпухов в январе-июне 2009 года автомобили не изготовлялись.
Отечественных моделей легковых автомобилей в январе-июне 2009 года изготовлено 34,9% к аналогичному периоду 2008 года.
Производство грузовых автомобилей в январе-июне 2009 года составило 39,4 тыс.шт, 27,5% к январю-июню 2008 года. Падение производства грузовых автомобилей произошло почти на всех предприятиях.
За январь-июнь 2009 года ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» выпустило 16,5 тыс.шт. автомобилей (20,6% к январю-июню 2008 года), ОАО «КАМАЗ» – 10,8 тыс.шт. (38,5%), ОАО «АЗ «УРАЛ» – 3,1 тыс.шт. (35,9%), ОАО «УАЗ» – 3,1 тыс.шт. (26%), АМО «ЗИЛ» – 0,9 тыс.шт. (35,2%), ЗАО «АМУР» – 0,1 тыс.шт. (25,7%), ООО «Ивеко-АМТ» – 0,1 тыс.шт. (46,7%). ОАО «ИжАвто» за январь-июнь 2009 года выпустило – 1тыс.шт. (31,6%), в июне грузовые автомобили не выпускались.
Грузовых автомобилей иностранных моделей за январь-июнь 2009 года изготовлено 3,1 тыс.шт., 55,4% к соответствующему периоду 2008 года.
Автобусов в январе-июне 2009 года изготовлено 13,2 тыс.шт., на 63,5% меньше, чем за январь-июнь 2008 года.
Динамика производства в январе-июне 2009 года составила (к январю-июню 2008 года): ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» - 44,3%, ОАО «НЕФАЗ» - 37,8%, ООО «ПАЗ» - 30,1%, ООО ВАП «Волжанин» - 29,8%, ОАО «АЗ «УРАЛ»- 24,9%, ОАО «УАЗ» - 21,3%, ООО «ЛиАЗ» - 17,6%, ООО «КАВЗ» - 12,4%, ОАО «ГолАЗ» - 11,7 процентов. АМО «ЗИЛ» с начала года выпустило 1 автобус. При этом ООО «Соллерс-Елабуга» увеличило выпуск автобусов на 35,1 процента.
В январе-июне 2009 года изготовлено 1,7 тыс.шт. автобусов иностранных марок, на 18% меньше, чем в январе-июне 2008 года.
В январе-июне 2009 года на предприятиях транспортного машиностроения снизилось производство электровозов магистральных (95,6% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года), тепловозов магистральных (77,3%) и маневровых (55,7%), грузовых (40,9%) и пассажирских (71,3%) вагонов что обусловлено ухудшением экономической ситуации, снижением спроса на услуги железнодорожных компаний, отсутствием заказов, обеспечивающих функционирование предприятий.
В январе-апреле 2009 года сальдированный финансовый результат по машиностроительному комплексу составил минус 55,7 млрд.руб. При этом в производстве маши и оборудования он составил 0,3 млрд.руб., производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – минус 2,4 млрд.руб., в производстве транспортных средств и оборудования – минус 53,6 млрд. руб.
По состоянию 1 июня 2009 года просроченная кредиторская заложенность составила: в производстве маши и оборудования – 22,4 млрд.руб., производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 20,3 млрд.руб., в производстве транспортных средств и оборудования – 69,6 млрд. руб.
Доля убыточных предприятий и организаций в общем количестве предприятий и организаций в январе-апреле 2009 года в производстве машин и оборудования составила 42,8% (27,1% - в январе-апреле 2008 года), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 40,6% (27%), производстве транспортных средств и оборудования– 55% (32,1%).
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций) за январь-май 2009 года в производстве машин и оборудования составила 15786 руб. (100,9% к соответствующему периоду 2008 года), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 16289,2 руб. (104,4%), в производстве транспортных средств и оборудования – 16250,5 руб. (100,6%).
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 июля 2009 года составила в производстве машин и оборудования 550 млн.руб., в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 389 млн.руб., в производстве транспортных средств и оборудования – 704 млн.руб.
В январе-мае 2009 года среднесписочная численность работников машиностроительного комплекса составила 2,88 млн.чел. При этом в производстве машин и оборудования численность составила 948,3 тыс.чел. (87,7% к январю-маю 2008 года), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 839,1 тыс.чел. (92,4%), в производстве транспортных средств и оборудования –1,09 млн.чел (92,6%)
Экспорт машиностроительной продукции за январь-май 2009 года составил 5,3 млрд.долл., 58,7% к соответствующему периоду 2008 года. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья составил 3,3 млрд.долл. (73,9%), в станы СНГ – 2 млрд.долл. (44,2%).
В январе-мае 2009 года экспорт автомобилей легковых составил 100,7 млн. долл. (19,2 тыс.шт.), в том числе в страны СНГ – 83,4 млн. долл. (15,7 тыс.шт.); автомобилей грузовых - 115,3 млн. долл. (5,8 тыс.шт.), в том числе в страны СНГ – 74,4 млн. долл. (5 тыс.шт.); тракторов (с учетом тягачей) - 52,3 млн. долл. (4,3 тыс.шт.), в том числе в страны СНГ- 13,9 млн. долл. (3,3 тыс.шт.).
В январе-мае 2009 года импорт машин и оборудования составил 24,9 млрд.долл. (46,5% к январю-маю 2008 года), в том числе из стран дальнего зарубежья – 22,9 млрд.долл. (47,1%), из стран СНГ – 2 млрд.долл. (40,8%).
Импорт автомобилей легковых в январе-мае 2009 года составил 3513,2 млн.долл. (225,8 тыс.шт.); автомобилей грузовых - 282,1 млн. долл. (9 тыс.шт.); тракторов (с учетом тягачей) - импортировано 236,9 млн.долл. (11,8 тыс.шт.).