"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

29.03.2024 Пятница 11:56

Главная » Файлы » Экономика России » Энергетика

ГОД САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ - НЕ ХВАТАЕТ КОМПАСА И КАРТЫ

Чуть боле года назад российские энергетические компании вышли в самостоятельное плавание: сердце и разум отрасли, РАО "ЕЭС России", 1 июля прекратило свое существование.

Ликвидации холдинга предшествовала многолетняя работа по подготовке энергокомпаний к существованию в автономном режиме и одновременному взаимодействию друг с другом: был не только задан общий курс развития электроэнергетики в виде генеральной схемы размещения объектов отрасли до 2020 года, но и каждая компания имела более или менее четкие представления о своем будущем.

РАО "ЕЭС", на первый взгляд, удалось не только изложить на бумаге свои амбиции в сфере развития электроэнергетики, но и привлечь необходимые средства на их реализацию. Без средств к существованию не остались бы не только компании с частными собственниками, но и компании, оставшиеся "под крылом государства".

Но время и реальность показали, что идеологам не удалось предусмотреть одну небольшую деталь при описании будущего российской единой национальной энергосистемы - РАО "ЕЭС" никак не ожидало, что потребление в России может не только расти, но и падать.

Что это: безграничная вера в стабильность российской экономики или несовершенство риск-менеджмента энергохолдинга - в сущности, уже не имеет большого значения. Непродуманность варианта отрицательной динамики спроса привела к негативным последствиям во всех секторах электроэнергетики.

ГЕНЕРАЦИЯ В ПРОСТРАЦИИ



Символично, но проблемы в отрасли начались также почти год назад, когда мировой финансово-экономический кризис пересек границы РФ. Крупные промышленные потребители начали сокращать производство своей продукции, а как следствие потреблять меньше электроэнергии. Спрос на электроэнергию упал, а перед оптовым рынком начали расти долги. Тогда генкомпании впервые задумались о необходимости ввода именно тех мощностей, которые были зафиксированы еще при РАО "ЕЭС" в так называемых договорах на предоставление мощности (ДПМ). ДПМы, в свою очередь, были "завязаны" на генсхему в электроэнергетике.

Первым с предложениями о "переосмыслении" востребованности новых мощностей выступил "Газпром", являющийся одним из крупнейших инвесторов в отечественную электроэнергетику и контролирующий ОГК-2 (РТС: OGKB), -6, ТГК-1 (РТС: TGKA) и "Мосэнерго" (РТС: MSNG).

Холдинг выносил различные варианты пересмотра инвестпрограмм своих генерирующих компаний: начались они с предложения приостановить инвестиционный проект на Ставропольской ГРЭС с тем, чтобы сконцентрироваться на строительстве новых мощностей на Серовской ГРЭС. Последнее предложение "Газпрома", которое ему уже согласовал "Системный оператор" и дело за решением Минэнерго, - замена части обязательных инвестпроектов в своих генкомпаниях на проекты "Мосэнерго".

Еще один крупный инвестор в российские электроэнергетические активы - "Комплексные энергетические системы" - хоть и не агитировал за кардинальный пересмотр инвестпроектов в своих ТГК-5 (РТС: TGKE), -6, -7 и -9, но столкнулся с другой проблемой - нехваткой денег. И не на реализацию инвестпрограммы, как могло бы показаться - "КЭС-Холдинг" никак не может найти средства, чтобы расплатиться за активы, приобретенные у РАО "ЕЭС" в рассрочку - пакеты в ТГК-6 (РТС: TGKF) и ТГК-7 (РТС: TGKG).

Доли в этих компаниях КЭС приобрели не самостоятельно, а в партнерстве с фондом Prosperity Capital (ТГК-6) и "Газпромом" (ТГК-7). В настоящее время "КЭС-Холдинг" с партнерами ведет переговоры с Минэнерго и "Федеральной сетевой компанией" (ФСК, на ее баланс после ликвидации РАО были переведены некоторые непроданные активы) об отсрочке платежа. Во вторник глава КЭС Михаил Слободин заявил, что надеется в течение месяца-двух достигнуть договоренности по оплате акций ТГК-6 и -7.

Но если у всех перечисленных генкомпаний есть деньги на реализацию инвестпрограммы, а проблемы состоят в определении первоочередного порядка строительства новых мощностей и в оплате купленных активов, то у одной из крупнейших оптовых генкомпаний России - ОГК-1 (РТС: OGKA) - проблема другая. У ОГК-1 до последнего времени не только не было средств на реализацию инвестпрограммы, но даже не наблюдалось потенциального стратегического акционера, который эти деньги мог бы предоставить.

Решение проблемы оказалось совершенно неожиданным. ОГК-1 так и осталась госкомпанией, а готовность помочь в реализации ее инвестпрограммы выразило "Интер РАО ЕЭС". Не лишним будет сказать, что в генерации власти решили сделать ставку именно на "Интер РАО", которая развивается и прирастает мощностями со скоростью метеора и имеет все шансы в скором времени стать одним из крупнейших транснациональных игроков.

Итак, ОГК-1 была отдана в управление "Интер РАО", которое в настоящее время готовится к размещению в пользу государства допэмиссии акций для инвестиций.

Но государство, по всей видимости, не намерено ограничиваться ОГК-1 в стремлении расширять и развивать присутствие "Интер РАО" в генерации РФ: власти и миноритарии ТГК-11 (РТС: TGKK) договариваются о схеме передачи генкомпании в управление "Интер РАО". Эта компания также не смогла провести допэмиссию своих акций и обособиться от РАО "ЕЭС".

Дело в том, что структура "Роснефти" (РТС: ROSN), владеющая 5,6% ТГК-11, инициировала несколько судебных разбирательств, касающихся консолидации генкомпании, проведения допэмиссии акций для инвестиций и для обособления от РАО "ЕЭС". Суд наложил обеспечительные меры на обособление генкомпании и проведение допэмиссии.

Однако стороны в настоящее время находятся на финальной стадии "примирения" и в скором времени суд должен утвердить мировое соглашение между ними.

В перспективе "Интер РАО" рассчитывает получить контроль и над ОГК-1, и над ТГК-11, что, возможно, поможет генкомпаниям с меньшими потерями пройти возникшие трудности.

ДОЛГОИГРАЮЩАЯ МОЩНОСТЬ



Все планы генкомпаний и их собственников по развитию пока остаются лишь планами, потому что полноценное функционирование электроэнергетики невозможно без запуска "основы основ" рынка - долгосрочного рынка мощности. Ведь без него у генерирующих компаний нет понимания, как именно будут окупаться их инвестиции.

Участники рынка уже год (опять тот же знаменательный срок!) обсуждают концепцию долгосрочного рынка мощности, но так и не могут прийти к консенсусу. В феврале этого года они бросили попытки договориться самостоятельно и призвали на помощь государство. Спустя несколько месяцев, в июне глава Минэнерго Сергей Шматко пообещал, что уже в первой половине того же месяца ведомство подведет черту в дискуссии о рынке мощности.

Однако уже началось второе полугодие, а столь ожидаемое участниками рынка урегулирование ситуации с рынком мощности вновь перенеслось - теперь на середину июля.

Кроме того, именно с принятием концепции рынка мощности инвесторы связывают и переподписание ДПМов. А это необходимо, потому что, как выяснилось в апреле, главная действующая гарантия нормального функционирования энергосистемы страны - обязательства собственников по вводу новых мощностей и целевому использованию инвестиционных средств - имеют несовершенную юридическую систему.

Мало того, далеко не со всеми собственниками ДПМы были подписаны. Теперь власти разрабатывают новую систему договоров на предоставление мощности, в которой будут закреплены не только обязательства генераторов по вводу энергетических объектов, но генкомпаниям будет гарантирован спрос на вводимые мощности.

"Недавно были утверждены формы ДПМ. Я считаю, что это большой шаг вперед. Но пока не понятно, как будут развиваться события дальше. Первое условие - чтобы был нормальный рынок мощности, которого нет. Видимо, никто не хочет принимать решение", - заявил член совета директоров ОГК-5 (РТС: OGKE) Доминик Фаш, представляющий интересы стратегического акционера генкомпании итальянской Enel.

Это вопрос политической воли, считает он. В то же время "уход от этого стратегического решения будет иметь большие последствия", уверен Д.Фаш. Среди последствий он назвал высокую вероятность новых блэкаутов в энергетике через 2-3 года, аналогичных московскому в 2005 году. "Второе - инвесторы уйдут, и надолго", - подчеркнул он. "Но это (решение по рынку мощности - ИФ) вопрос правительства", - заключил представитель Enel.

Также ожидается, что с принятием новых ДПМов произойдет и пересмотр перечня самих новых вводов. Но теперь, очевидно, инвесторы стали более осмотрительны в обещаниях перед государством и не хотят подписываться под инвестиционными обязательствами, пока не будут иметь четкого понимания механизма возврата инвестиций.

RAB ИЛИ ПРОПАЛ



Без механизма возврата инвестиций не обошлось и в электросетевом комплексе: прорывом здесь должна была стать новая система тарифного регулирования для распредсетевых компаний на основе возвратности совершенных вложений - RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база задействованного капитала).

Суть новой системы - в компенсации стоимости привлеченного и акционерного капитала в тарифе, устанавливаемом государством.

Степень износа оборудования в межрегиональных распределительных сетях сейчас составляет 48%, а на его замену в ближайшие годы необходимо потратить 500 млрд рублей. Источником финансирования инвестиционных программ МРСК является плата за техническое присоединение и тарифы.

Однако действующие в подавляющем большинстве регионов России система тарифного регулирования - метод экономически обоснованных затрат ("затраты плюс") - не стимулирует компании снижать издержки и инвестировать средства в развитие.

Тогда для спасения ситуации ведомствами и РАО "ЕЭС" и была придумана RAB-система. Естественно, подготовка к ней шла очень оживленно: была сформулирована нормативно-правовая база, выбраны несколько компаний-счастливчиков, которые перейдут на RAB-тарифы в первую очередь и смогут раньше всех окупить свои вложения.

Экспериментальными регионами стали Тверская, Липецкая, Белгородская, Пермская, Тульская, Рязанская, Астраханская и Ярославская области. Распредсетевые компании этих областей произвели все необходимые процедуры по переходу на RAB, рассчитали необходимые объемы выручки, произвели оценку базы капитала и подали в Федеральную службу по тарифам заявки на утверждение им RAB-тарифов.

После некоторых затруднений и корректировок ФСТ приняла решения для распредсетевых компаний 8 регионов, и с того момента они стали гордо называться "пилотными".

Но вот прошло время, и выяснилось, что перспектива RAB-регулирования не так уж и безоблачна: у регионов, перешедших на RAB, есть трудности с привлечением кредитов.

Дело в том, что RAB подразумевает инвестирование за счет кредитных средств, а процентные ставки в условиях кризиса выросли вдвое. В "пилотных" регионах позиция местных властей по отношению к новой системе регулирования тарифов изменилась с позитивной на негативную. У компаний в классической системе регулирования возможность привлечения кредитных ресурсов сейчас выше.

В целом участники энергорынка констатируют, что введение RAB-системы из-за кризиса тормозится, и далеко не все регионы смогут перейти на новую систему тарифного регулирования с 2010 года, как ранее планировалось.

Для защиты на фоне кризиса распредсетевых компаний, переходящих и перешедших на RAB, "Холдинг МРСК" даже предлагал проиндексировать базы капитала с учетом разницы стоимости облигаций РФ по итогам года. Однако откликов властей на это предложение не последовало.

В Минэкономразвития, между тем, считают, что главное не в том, когда же состоится окончательный перевод распредсетей на RAB-регулирование. Главное - обеспечить целевое использование средств из тарифа. Кроме того, надо законодательно закрепить подход к формированию инвестпрограмм сетевых компаний и источники их финансирования, считают в ведомстве.

Согласования параметров перехода на долгосрочное регулирование тарифов ожидает и ФСК.

"В целом как система - нормальная, только надо доработать", - считает собеседник "Интерфакса" в Минэкономразвития. И вновь что-то надо доработать.

ПРОБЛЕМЫ В РОЗНИЦУ



Энергосбытовой бизнес не стал исключением для отрасли, где что-то недоработано или что-то пострадало от кризиса.

Изначально энергосбыты, как и генерация, привлекли в отрасль большие инвестиции и новых игроков. Однако первый гром грянул, когда энергопотребление упало, а на рознице начали расти долги. Тогда впервые речь пошла о возможности банкротства сбытов.

Власти не собирались этого допускать и выдвинули неожиданное предложение - отдать сбыты, находящиеся на грани банкротства, в управление сетевым или генерирующим компаниям.

Это предложение вызвало среди участников отрасли неоднозначный отклик. Одни представители энергосбытового бизнеса считают, что такие меры вполне оправданы и необходимы, а другие называют их нецелесообразными.

Однако в одном мнения экспертов совпали: если таким планам и суждено реализоваться, то передача энергосбытов в управление не может быть принудительной, а должна осуществляться с обоюдного согласия сторон.

Но планы так и не реализовались.

В то же время эксперты еще на заре кризиса предрекали "передел" собственности в энергосбытовом бизнесе. Первые крупные изменения произошли в середине июня.

Кризис отразился на розничном рынке электроэнергии и в целом, не только на отдельных энергосбытах, - резкое падение потребления привело к перекосу трансляции цен с оптового рынка на розницу. А пострадали от этого в первую очередь мелкий и средний бизнес.

Дело в том, что законодательство предусматривало возможность крупных потребителей при падении потребления оплачивать лишь потребленную мощность. Малый и средний бизнес же оплачивал исключительно заявленную мощность, не зависимо от снижения потребления.

Для решения проблемы было проведено совещание у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. В результате был разработан ряд мер для разрешения сложившейся ситуации, в том числе теперь и крупные промышленные потребители должны оплачивать заявленную мощность.

Подводя итог сложившейся ситуации на розничном рынке, можно констатировать, что правила его работы, разрабатываемые еще РАО "ЕЭС России", не были готовы к падению потребления. К тому же они еще до сих пор не доработаны, а НП "Совет рынка" занимается в основном ликвидацией перекосов в рознице. То есть решением локальных вопросов.

ЧТО ДЕЛАТЬ?



Кризис привнес сумятицу в экономику страны в целом, и в ряды энергетиков в частности. Были выявлены множество недостатков прежней концепции развития электроэнергетики, сократились возможности по привлечению инвестиционных средств, загублены или рискуют обрушиться масштабные планы в отрасли, инвесторы говорят об отклонении ранее обозначенных перспектив электроэнергетики от суровой реальности.

В то же время нельзя не признать, что мало кто 2-3 года назад был в силах предсказать нынешнее положение дел в экономике. А окончательные последствия и сроки окончания кризиса и ныне предугадать наверняка практически невозможно. Главный вопрос сейчас - не "кто виноват?", а "что делать?". Его предстоит уже решать министерству энергетики, которое стало преемником РАО "ЕЭС" в регулировании отрасли.

 

ИНТЕРФАКС

 
 
Категория: Энергетика | Добавил: Админн
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009