Таким образом, за прошедшее десятилетие у включенных в выборку предпринимателей не произошло сколько-нибудь значительных изменений приоритетов в выборе сферы приложения сил. Развитие шло преимущественно по линии укрепления завоеванных позиций в ранее найденной экономической нише, без каких-то видимых прорывов. Исключение составляют области высоких технологий, которые сами себе являются "пионерскими" и потому наиболее перспективными с точки зрения выстраивания бизнес-карьер. Можно ожидать, что именно с их развитием будет связано появление новых громких имен в российском бизнесе.
Состав группы. В данную группу были включены предприниматели, которые продолжают заниматься бизнесом, но за прошедший период времени у них наблюдались признаки нисходящей карьерной динамики, прежде всего сокращение масштабов бизнеса и/или понижения личного статуса.
Этим критериям в выборке соответствовали 11 респондентов. В их числе оказались 6 бывших крупных предпринимателей и 2 средних, которые в силу разных причин были вынуждены начинать новый бизнес меньшего размаха. 2 крупный и 1 мелкий предприниматели сохранили свои старые фирмы, но масштабы их бизнеса уменьшились.
Несомненно, отмеченное снижение предпринимательского статуса данной группы респондентов - свидетельство определенных неудач их начальных бизнес-проектов. Тем не менее, все они в настоящий момент занимаются бизнесом, причем некоторые - весьма результативно, судя по имеющейся о них информации. Наиболее показателен здесь пример руководителей некогда крупнейшей страховой компании "АСКО" Г.Дуванова и Г.Фидельмана, в настоящее время возглавляющие собственные, достаточно прочно укоренившиеся на рынке страховых услуг компании. С этой точки зрения именно к данной категории респондентов больше всего приложимо определение "относительно неуспешный".
В числе некогда хорошо известных бизнесменов, которым не удалось сохранить высокий предпринимательский статус, можно назвать бывшего президента РТСБ К.Борового, который не сделал и политической карьеры (был депутатом Государственной думы и главой Партии экономической свободы) и в настоящее время занимает должность главного редактора журнала "America Illustrated". В данном случае речь идет о снижении статуса одновременном со сменой профессии.
В данную группу входят также 7 предпринимателей, чьи карьеры были прослежены до момента ухода, который носил криминальный оттенок. По имеющейся информации, чаще всего он сопровождался присвоением средств, невыполнением обязательств перед клиентами и прочими действиями, несовместимыми с такими во многом синонимичными в российских условиях понятиями, как респектабельность и успешность бизнеса.
Таким образом, всего в составе группы предпринимателей, которых можно позиционировать как "неуспешных", насчитывается 21 респондент, или 17,5%. выборки.
Если выйти за рамки формальных показателей, на основании которых определялся состав данной группы, и посмотреть на проблему "неуспеха" шире, то вырисовывающаяся картина будет далеко не такой радужной и, скорее всего, более реалистичной. Действительно, как уже было отмечено в начале отчета, исследование выявило большую прослойку предпринимателей, социальная динамика которых не поддается однозначной оценке. Это некие пограничные группы, и у некоторых из них достаточно четко просматривается признак неуспеха. Он, несомненно, присутствует в карьерах части предпринимателей, о которых не удалось найти информации (согласно логике "от противного": собрать информацию об успешных респондентах не составило большого труда), а также трех предпринимателей, эмигрировавших после того, как их фирмы в России разорились, и 1 респондента, отошедшего от бизнеса после столкновения с криминальными структурами. (Особая тема - судьба погибших предпринимателей.) Таким образом, оценивая полученный в ходе исследования результат, необходимо учитывать, что реально границы группы шире, а сама она не столь однородна, как это может показаться на первый взгляд.
Тем не менее, даже с учетом этой важной поправки, ясно, что среди обследованных предпринимателей менее преуспевшие составляют меньшинство.
Характеристики группы. Главные особенности этой группы респондентов заключаются в двух показателях: большом удельном весе представителей первых "групп прихода" в бизнес и многочисленность криминальных причин выбывания из него.
Так, снижение предпринимательского статуса отмечено у 8 предпринимателей, пришедших в бизнес до 1990 г. (включительно), в том числе у 3 "первопроходцев", и только у 3 представителей следующих "групп прихода". Если сопоставить эти данные с удельным весом этих же групп в выборке в целом, то выясняется, что доля "неудачников" среди начавших заниматься предпринимательством до 1990 г. в два раза превышает этот показатель у пришедших позже.
Эти данные не противоречат сделанному ранее выводу о слабом влиянии фактора времени прихода в бизнес на карьеру. Об этом свидетельствует сходный баланс между успешными и неуспешными предпринимателями во всех "группах прихода". Кроме того, необходимо учесть условность используемого в исследовании определения "неуспех": понизив свой первоначальный статус, респонденты, тем не менее, продолжают оставаться предпринимателями, доказавшими свою профессиональную состоятельность.
В связи с полученными данными скорее можно говорить о большей поляризации предпринимательских карьер у первых поколений российского бизнеса по сравнению со следующими за ними "группами прихода". Это наблюдение подтверждает и другой показатель по рассматриваемой группе: 5 из 7 зафиксированных в исследовании случаев ухода из бизнеса с криминалом приходятся на предпринимателей, начавших заниматься бизнесом до 1990 г. 2 других случая относятся к следующей, т.е. хронологически близкой "группе прихода". Драматизм ситуации усугубляется еще и тем, что 5 из 6 трагически погибших предпринимателей - это тоже представители первых поколений прихода в бизнес.
Рассматриваемую группу "неудачников" характеризует, также, большое число предпринимателей, занимавшихся банковской деятельностью и операциями с ценными бумагами: 8 из 21, то есть более трети группы. 5 из 7 исчезновений с криминальным оттенком также приходятся на эти сферы деятельности.
В группе очень мало поставщиков услуг, представителей рекламного бизнеса, издателей. Не зафиксированы провалы у риэлторов, представителей туристического и шоу бизнеса.
***
Таким образом, результаты количественного исследования показывают, что более, чем половине предпринимателей, включенных в выборку, удалось сделать достаточно успешную карьеру в бизнесе. За прошедшее десятилетие одни из них сумели укрепиться в выбранной экономической нише, другим расширили масштабы своего бизнеса и таким образом подняли свой личный статус. Небольшая, но, тем не менее, значимая часть респондентов демонстрируют яркие примеры социального успеха.
Успешный бизнес открыл отдельным предпринимателям дорогу в "большую политику".
Каждый третий участник исследования так и не преуспели в бизнесе. Значительная часть вынуждены были уйти из него, не сумев самореализоваться на предпринимательском поприще, и след их в настоящее время потерян. Часть выбыли из бизнеса при достаточно драматических обстоятельствах. В то же время в выборке есть небольшая прослойка бизнесменов, которые, пережив спад, продолжают предпринимательскую деятельность.
Исследование показывает, что респондентам, представленным в выборке, независимо от степени их успешности, присуща привязанность к бизнесу как сфере деятельности. Это выражается и в продолжительности бизнес-карьер, и в нежелании покидать бизнес даже в самой трудной ситуации, идти на новые риски в случае неудачи. Такое состояние свидетельствует о том, что за исследуемый период времени был достигнут важный результат: в обществе сформировался массовый социальный слой, который не видит для себя возможностей существования вне сферы бизнеса.
Важной составной частью исследования стали глубинные интервью с предпринимателями, существенно дополнившие картину происходящего в сфере бизнеса. Авторы исследования не ставили целью опросить как можно больше предпринимателей, тем более что, как уже было отмечено выше, это было крайне затруднено: главной задачей этой части исследования было получить как можно более развернутые ответы на ряд принципиальных вопросов, касающихся состояния и динамики развития предпринимательства. Акцент делался на оценках общей ситуации, изменениях в условиях функционирования и основных проблемах бизнеса, источниках пополнения, ценностных ориентациях и мотивациях предпринимательской деятельности, проблемах взаимоотношений бизнеса и общества.
Группу респондентов, принявших участие в опросе, в целом можно характеризовать как успешную. В нее вошли 3 крупных предпринимателя; ситуация одного из них стабильная на протяжении прошедшего десятилетия, бизнес другого укрупнился, а третий сменил профессию с повышением статуса, оставшись в той же отрасли. У трех респондентов (2 мелких и 1 среднего) за исследуемый период времени не произошло существенных изменений, при этом их компании занимают прочные позиции. Лишь у одного респондента отмечено снижение статуса после потери крупной фирмы. Но и в новом качестве он позиционирует себя как вполне успешного предпринимателя, имеющего неплохие перспективы.
Отсутствие среди респондентов предпринимателей с провальной бизнес-карьерой, несомненно, не могло не сказаться на общей тональности комментариев. Тем не менее, созвучие большинства высказанным мнений, очевидное тяготение респондентов к взвешенным оценкам дают основание считать вырисовывающуюся картину достаточно объективной.
В отчете высказывания респондентов приводятся без изменений и выделяются курсивом.
Наличие длительного опыта предпринимательской деятельности дало респондентам возможность оценить исследуемый период с различных точек зрения.
Большинство участников опроса говорили о прошедшем десятилетии как о важном этапе становления российского бизнеса. Ни у кого из респондентов нет сомнения в том, что период утверждения предпринимательства завершился, и оно заняло достойное место в обществе, стало его органичной частью.
|