ГАЗЕТА ОСНОВАНА АЛЕКСЕЕМ АДЖУБЕЕМ В 1991 ГОДУ

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
       Возобновленное издание 1(18)

Сентябрь 2009

БИЗНЕСМЕНЫ РОССИИ:10 ЛЕТ СПУСТЯ

Таким образом, за прошедшее десятилетие у включенных в выборку предпринимателей не произошло сколько-нибудь значительных изменений приоритетов в выборе сферы приложения сил. Развитие шло преимущественно по линии укрепления завоеванных позиций в ранее найденной экономической нише, без каких-то видимых прорывов. Исключение составляют области высоких технологий, которые сами себе являются "пионерскими" и потому наиболее перспективными с точки зрения выстраивания бизнес-карьер. Можно ожидать, что именно с их развитием будет связано появление новых громких имен в российском бизнесе.

Неуспешные предприниматели

Состав группы. В данную группу были включены предприниматели, которые продолжают заниматься бизнесом, но за прошедший период времени у них наблюдались признаки нисходящей карьерной динамики, прежде всего сокращение масштабов бизнеса и/или понижения личного статуса.

Этим критериям в выборке соответствовали 11 респондентов. В их числе оказались 6 бывших крупных предпринимателей и 2 средних, которые в силу разных причин были вынуждены начинать новый бизнес меньшего размаха. 2 крупный и 1 мелкий предприниматели сохранили свои старые фирмы, но масштабы их бизнеса уменьшились.

Несомненно, отмеченное снижение предпринимательского статуса данной группы респондентов - свидетельство определенных неудач их начальных бизнес-проектов. Тем не менее, все они в настоящий момент занимаются бизнесом, причем некоторые - весьма результативно, судя по имеющейся о них информации. Наиболее показателен здесь пример руководителей некогда крупнейшей страховой компании "АСКО" Г.Дуванова и Г.Фидельмана, в настоящее время возглавляющие собственные, достаточно прочно укоренившиеся на рынке страховых услуг компании. С этой точки зрения именно к данной категории респондентов больше всего приложимо определение "относительно неуспешный".

В числе некогда хорошо известных бизнесменов, которым не удалось сохранить высокий предпринимательский статус, можно назвать бывшего президента РТСБ К.Борового, который не сделал и политической карьеры (был депутатом Государственной думы и главой Партии экономической свободы) и в настоящее время занимает должность главного редактора журнала "America Illustrated". В данном случае речь идет о снижении статуса одновременном со сменой профессии.

В данную группу входят также 7 предпринимателей, чьи карьеры были прослежены до момента ухода, который носил криминальный оттенок. По имеющейся информации, чаще всего он сопровождался присвоением средств, невыполнением обязательств перед клиентами и прочими действиями, несовместимыми с такими во многом синонимичными в российских условиях понятиями, как респектабельность и успешность бизнеса.

Таким образом, всего в составе группы предпринимателей, которых можно позиционировать как "неуспешных", насчитывается 21 респондент, или 17,5%. выборки.

Если выйти за рамки формальных показателей, на основании которых определялся состав данной группы, и посмотреть на проблему "неуспеха" шире, то вырисовывающаяся картина будет далеко не такой радужной и, скорее всего, более реалистичной. Действительно, как уже было отмечено в начале отчета, исследование выявило большую прослойку предпринимателей, социальная динамика которых не поддается однозначной оценке. Это некие пограничные группы, и у некоторых из них достаточно четко просматривается признак неуспеха. Он, несомненно, присутствует в карьерах части предпринимателей, о которых не удалось найти информации (согласно логике "от противного": собрать информацию об успешных респондентах не составило большого труда), а также трех предпринимателей, эмигрировавших после того, как их фирмы в России разорились, и 1 респондента, отошедшего от бизнеса после столкновения с криминальными структурами. (Особая тема - судьба погибших предпринимателей.) Таким образом, оценивая полученный в ходе исследования результат, необходимо учитывать, что реально границы группы шире, а сама она не столь однородна, как это может показаться на первый взгляд.

Тем не менее, даже с учетом этой важной поправки, ясно, что среди обследованных предпринимателей менее преуспевшие составляют меньшинство.

Характеристики группы. Главные особенности этой группы респондентов заключаются в двух показателях: большом удельном весе представителей первых "групп прихода" в бизнес и многочисленность криминальных причин выбывания из него.

Так, снижение предпринимательского статуса отмечено у 8 предпринимателей, пришедших в бизнес до 1990 г. (включительно), в том числе у 3 "первопроходцев", и только у 3 представителей следующих "групп прихода". Если сопоставить эти данные с удельным весом этих же групп в выборке в целом, то выясняется, что доля "неудачников" среди начавших заниматься предпринимательством до 1990 г. в два раза превышает этот показатель у пришедших позже.

Эти данные не противоречат сделанному ранее выводу о слабом влиянии фактора времени прихода в бизнес на карьеру. Об этом свидетельствует сходный баланс между успешными и неуспешными предпринимателями во всех "группах прихода". Кроме того, необходимо учесть условность используемого в исследовании определения "неуспех": понизив свой первоначальный статус, респонденты, тем не менее, продолжают оставаться предпринимателями, доказавшими свою профессиональную состоятельность.

В связи с полученными данными скорее можно говорить о большей поляризации предпринимательских карьер у первых поколений российского бизнеса по сравнению со следующими за ними "группами прихода". Это наблюдение подтверждает и другой показатель по рассматриваемой группе: 5 из 7 зафиксированных в исследовании случаев ухода из бизнеса с криминалом приходятся на предпринимателей, начавших заниматься бизнесом до 1990 г. 2 других случая относятся к следующей, т.е. хронологически близкой "группе прихода". Драматизм ситуации усугубляется еще и тем, что 5 из 6 трагически погибших предпринимателей - это тоже представители первых поколений прихода в бизнес.

Рассматриваемую группу "неудачников" характеризует, также, большое число предпринимателей, занимавшихся банковской деятельностью и операциями с ценными бумагами: 8 из 21, то есть более трети группы. 5 из 7 исчезновений с криминальным оттенком также приходятся на эти сферы деятельности.

В группе очень мало поставщиков услуг, представителей рекламного бизнеса, издателей. Не зафиксированы провалы у риэлторов, представителей туристического и шоу бизнеса.

***

Таким образом, результаты количественного исследования показывают, что более, чем половине предпринимателей, включенных в выборку, удалось сделать достаточно успешную карьеру в бизнесе. За прошедшее десятилетие одни из них сумели укрепиться в выбранной экономической нише, другим расширили масштабы своего бизнеса и таким образом подняли свой личный статус. Небольшая, но, тем не менее, значимая часть респондентов демонстрируют яркие примеры социального успеха.

Успешный бизнес открыл отдельным предпринимателям дорогу в "большую политику".

Каждый третий участник исследования так и не преуспели в бизнесе. Значительная часть вынуждены были уйти из него, не сумев самореализоваться на предпринимательском поприще, и след их в настоящее время потерян. Часть выбыли из бизнеса при достаточно драматических обстоятельствах. В то же время в выборке есть небольшая прослойка бизнесменов, которые, пережив спад, продолжают предпринимательскую деятельность.

Исследование показывает, что респондентам, представленным в выборке, независимо от степени их успешности, присуща привязанность к бизнесу как сфере деятельности. Это выражается и в продолжительности бизнес-карьер, и в нежелании покидать бизнес даже в самой трудной ситуации, идти на новые риски в случае неудачи. Такое состояние свидетельствует о том, что за исследуемый период времени был достигнут важный результат: в обществе сформировался массовый социальный слой, который не видит для себя возможностей существования вне сферы бизнеса.

предприниматели о ситуации в сфере бизнеса

Важной составной частью исследования стали глубинные интервью с предпринимателями, существенно дополнившие картину происходящего в сфере бизнеса. Авторы исследования не ставили целью опросить как можно больше предпринимателей, тем более что, как уже было отмечено выше, это было крайне затруднено: главной задачей этой части исследования было получить как можно более развернутые ответы на ряд принципиальных вопросов, касающихся состояния и динамики развития предпринимательства. Акцент делался на оценках общей ситуации, изменениях в условиях функционирования и основных проблемах бизнеса, источниках пополнения, ценностных ориентациях и мотивациях предпринимательской деятельности, проблемах взаимоотношений бизнеса и общества.

Группу респондентов, принявших участие в опросе, в целом можно характеризовать как успешную. В нее вошли 3 крупных предпринимателя; ситуация одного из них стабильная на протяжении прошедшего десятилетия, бизнес другого укрупнился, а третий сменил профессию с повышением статуса, оставшись в той же отрасли. У трех респондентов (2 мелких и 1 среднего) за исследуемый период времени не произошло существенных изменений, при этом их компании занимают прочные позиции. Лишь у одного респондента отмечено снижение статуса после потери крупной фирмы. Но и в новом качестве он позиционирует себя как вполне успешного предпринимателя, имеющего неплохие перспективы.

Отсутствие среди респондентов предпринимателей с провальной бизнес-карьерой, несомненно, не могло не сказаться на общей тональности комментариев. Тем не менее, созвучие большинства высказанным мнений, очевидное тяготение респондентов к взвешенным оценкам дают основание считать вырисовывающуюся картину достаточно объективной.

В отчете высказывания респондентов приводятся без изменений и выделяются курсивом.

Общие оценки прошедшего периода

Наличие длительного опыта предпринимательской деятельности дало респондентам возможность оценить исследуемый период с различных точек зрения.

Большинство участников опроса говорили о прошедшем десятилетии как о важном этапе становления российского бизнеса. Ни у кого из респондентов нет сомнения в том, что период утверждения предпринимательства завершился, и оно заняло достойное место в обществе, стало его органичной частью.
 
 
Категория: Бизнес России | Добавил: Админн (01.09.2009)
Просмотров: 165 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009