"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

18.04.2024 Четверг 08:31

Главная » Файлы » Ресурсы России » Арктика

ЗАПАД ОГОРАЖИВАЕТ АРКТИКУ STEN'ОЙ

Основанный в 1856 году Балтийский завод подвергся атаке международных рейдеров.


Как только Барак Обама стал президентом США, началась перезагрузка российско-американских отношений, кои в последние годы накалились почти до точки невозврата. Сейчас многие эксперты говорят о наступившей оттепели, однако некоторые политологи советуют не торопиться с оценками. Они апеллируют ко все еще содержащемуся в концепции внешней политики США тезису о том, что полная безопасность страны может быть обеспечена только при отсутствии сил, которые даже гипотетически могли бы угрожать Штатам. Одним из примеров является иск шведской компании Stena RoRo к ОАО "Балтийский завод". Если не знать, что собой представляют эти две компании, предстоящее разбирательство можно с легкостью принять за обыкновенный арбитражный конфликт.

В этой истории под маской хозяйствующих субъектов скрываются крупнейшие предприятия, стратегические для экономик обеих стран. От их деятельности зависит геополитическое положение и Швеции, и России. Stena RoRo входит в широко известную в Скандинавии группу Stena - многопрофильный концерн, занимающийся паромно-туристическим бизнесом, грузовым и пассажирским судоходством, шельфовым бурением, недвижимостью. Также Stena присутствует в финансовом секторе, в металлургии, торгует нефтью, перерабатывает вторсырье. Группе интересен даже рынок M&A - одно из подразделений концерна ищет, а после поглощает перспективные компании. В собственности и под управлением подразделений концерна находятся свыше 100 судов различных типов (33 пассажирских и грузовых парома, 72 нефтеналивных танкера), 8 офшорных буровых установок.

Балтийский завод, основанный в 1856 году, сегодня считается одной из ведущих российских судостроительных верфей. Предприятие строит военные корабли, крупнотоннажные гражданские пассажирские и грузовые суда, танкеры, дизельные и ядерные ледоколы. На этой верфи был построен самый большой в мире атомный ледокол "50 лет Победы", первые за последние десятилетия отечественные дизель-электрические ледоколы, сегодня строится первая в мире плавучая атомная электростанция. Основная номенклатура гражданской продукции заточена под планирующееся Россией освоение Арктического шельфа, для чего требуются кроме ледоколов и нефтеналивных танкеров атомные и дизельные плавучие энергетические блоки, суда технического обеспечения работ на шельфе, танкеры для перевозки сжиженного газа, плавучие опреснительные комплексы и многое другое. Балтийский завод - единственный исполнитель государственной "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" в части восстановления и наращивания ледокольного флота страны.

Коммерческие отношения Балтзавода и Stena RoRo уходят корнями в 2005 год. В том году прежнее руководство российского предприятия заключило со шведской компанией контракт на строительство двух океанских ролкеров типа RoPax. В договоре также был прописан опцион на создание еще двух таких же паромов. Контракт носил, скорее, рамочный характер - о спецификациях судов в нем не говорилось, и рассматривать его как конкретный заказ было затруднительно. Но при этом соглашение, по мнению руководства завода, носило заведомо убыточный характер: оно предполагало нереально низкие цены (58 млн евро за каждый ролкер, что примерно в полтора-два раза меньше существовавших тогда рыночных цен) и такие же невыполнимые сроки - два года. Такое тяжкое бремя, как считают новые акционеры, бывшее руководство повесило на завод из-за своей неприязни к новым собственникам, которые приобрели предприятие всего за неделю до заключения контракта.

Понятное дело, такое наследство вызвало у новоиспеченных владельцев Балтийского завода как минимум недоумение. Они предложили шведам повысить цену каждого ролкера на 8,5 млн евро (то есть до 66,5 млн) - только при такой стоимости предприятие смогло бы исполнить заказ с минимальной убыточностью для себя. Больше того, сохранение старой контрактной цены привело бы к финансовому коллапсу завода, срыву имевшихся на тот момент госзаказов на ремонт боевых кораблей и строительство ледоколов, контрактов с предприятиями атомной энергетики.

Инициатива питерских корабелов осталась без внимания. Разумеется, ни о каких платежах по договору речи не шло, потому что заказ фактически не размещался. Через несколько месяцев аналогичные ролкеры для шведов подрядилась строить корейская Samsung Heavy Industries. По условиям соглашения с корейцами Stena заплатила за каждый паром около 116 млн евро (то есть вдвое дороже, чем предлагали россияне), да и сроки были реальными - 4 года.

В дальнейшем шведская компания попытается с выгодой для себя использовать сложившуюся ситуацию. Stena обратилась в арбитражный суд торгово-промышленной палаты Стокгольма: мол, из-за того, что компании пришлось поменять подрядчика, на постройке каждого ролкера она потеряла 58 млн евро. В сентябре прошлого года шведский арбитраж удовлетворил иск шведской же компании о взыскании неустойки с российского завода, впрочем, снизив сумму до 20 млн евро. Stena, воодушевленная патриотичным, но спорным с точки зрения логики и закона (Балтзавод не получил от концерна ни цента) решением шведского суда, потребовала в Арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области признать вынесенный в ее пользу вердикт. Однако в феврале этого года российские судьи отказали Stena RoRo в удовлетворении ее иска, но шведы осаду не сняли и пошли выше - в Высший арбитражный суд (ВАС) России.

И тебя "закошмарят"...

Позиция Высшего арбитража покажет, в силах ли Россия противостоять нападкам западных компаний на отечественные системообразующие предприятия. В последнее время эти атаки участились - финансовый кризис создал более чем благоприятные условия для экономического терроризма. Один из свежих примеров - немецкая судостроительная верфь Wadan Yards, сейчас принадлежащая члену совета директоров "Газпрома", спецпредставителю президента России по международному энергетическому сотрудничеству Игорю Юсуфову.

Wadan Yards также подверглась атаке со стороны концерна Stena. Как сообщила "Парламентская газета", несколько лет назад еще одна дочка группы Stena - Stena Line - отказалась от финансирования заказа компании Wadan Yards. Действия Stena чуть не довели Wadan Yards до банкротства, но в ситуацию вовремя вмешались власти Германии, на территории которой расположены верфи компании.

Некоторые эксперты, знакомые с ситуацией, объясняют такое поведение шведского концерна его особыми взаимоотношениями с корейскими судостроительными гигантами Samsung HI, Daewoo HI и Hyundai HI, постоянным клиентом которых он является. Российские компании, способные строить уникальные суда вроде танкеров-газовозов, - это очевидная угроза для азиатских производителей. И ежели Stena, по мнению специалистов, сможет "закошмарить" и обанкротить наши предприятия, то получит от корейцев гешефт в виде благоприятных условий будущих контрактов.

Однако это предположение неверно по одной простой причине: корейские компании тоже живут по законам рынка, которые увязывают сокращение конкурентной среды с повышением цен. Поэтому истоки шведской агрессии нужно искать в другом месте.

Шельфовые шельмы

Сможет ли группа Stena победить Балтийский завод, будет во многом зависеть от вердикта Президиума ВАС. Повлияет это решение и на будущее всей российской экономики, которое сегодня связывают с освоением богатого на углеводороды Арктического шельфа. Кроме нас виды на него имеют страны НАТО - США, Великобритания, Норвегия, Дания, Канада - и Швеция с Финляндией. Истории с Балтийским заводом и Wadan Yards свидетельствуют о возрастающей экономической экспансии Запада; ее цель - развал тех российских судостроительных компаний, которые способны выпускать продукцию, используемую при освоении Арктики: ледоколы и танкеры для перевозки сжиженного природного газа, плавучие буровые платформы и т.д. При этом Россия, кстати, не отказывается от совместного с зарубежными компаниями освоения Арктики, но ставит одно условие: как выразился премьер-министр Владимир Путин, "сотрудничество должно быть стабильным и долгосрочным". Еще - рыночным и прозрачным.

А Сергей Богданчиков, глава "Роснефти" - компании, которую помимо "Газпрома" государство планирует бросить на Арктику, - считает, что у иностранцев не должно быть свободного доступа на российский шельф.

Вероятно, "Роснефть", как и Балтийский завод, не понаслышке знает об умении западных партнеров притворяться невинными агнцами.

В любом случае намерение западных стран участвовать в освоении нефтегазовых запасов Арктического шельфа приведет к конфликту национальных интересов. И, что примечательно, к их защите некоторые государства готовятся уже сейчас. Так, Великобритания, ранее имевшая, кстати, "золотую акцию" в компании Stena Line, запустила масштабную программу модернизации своих военно-морских сил. К имеющимся в их составе трем авианосцам к 2014-2016 гг. британское правительство планирует добавить еще два. На 2012 год намечена дополнительная поставка шести эсминцев, которые значительно крупнее своих предшественников и способны решать куда более широкий круг задач в северных широтах. Военные специалисты едины во мнении: наращивание английских ВМС за счет авианосцев и тяжелых эсминцев означает, что область нефтегазовых интересов Британии, чьи собственные запасы уже практически истощены, будет разрастаться на север - в сторону Арктического шельфа.

В этом смысле возможные проблемы Балтийского завода Великобритании на руку даже больше, чем Швеции. Ведь это предприятие обладает огромным опытом строительства современных надводных боевых кораблей. Со стапелей питерского предприятия среди прочих в свое время сошли четыре тяжелых ядерных ракетных крейсера, в их числе крейсер "Петр Великий" - флагман ВМФ России.


finiz.ru

 
Категория: Арктика | Добавил: Админн
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009