Шанхайская организация сотрудничества все явственнее становится форумом, в первую очередь, экономическим, а не политическим, хотя создавалась она именно как объединение с целью совместной защиты границ и внутренней безопасности.
Вызовы ШОС со стороны внешнего мира в настоящее время несколько уменьшились. Америка при Бараке Обаме не проводит курса на односторонние действия, кроме того, она жизненно заинтересована в поддержке ведущих участников ШОС – России и Китая – в решении ядерных проблем Ирана и Северной Кореи. Пекин и Москва, как показал последний визит Хиллари Клинтон, – ключевые игроки в попытках предотвратить появление у Пхеньяна и Тегерана ядерного оружия.
В отсутствие сплачивающей политической цели неизбежно выходит на первый план цель экономическая. Это со всей очевидностью показала пекинская встреча глав правительств стран ШОС. Данный координирующий орган создан для принятия бюджета организации, рассмотрения и решения основных текущих вопросов, первую очередь, экономических. Председательствует на заседании Совета глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.
Другой аспект, серьезно влияющий сегодня на деятельность ШОС – мировой экономический кризис, который замедлил до того беспрецедентный промышленный рост Китая. На Россию и другие страны, такие как Казахстан, кризис, впрочем, подействовал куда сильнее. Их экономика по-прежнему остается сильно зависящей от цен на энергоносители, тогда как Китай выступает как экспортер не природных ресурсов, а готовой продукции, что позволяет ему действовать более гибко в постоянно меняющейся обстановке. Владимир Путин не случайно отметил: "Центральное место в нашей повестке дня занимает тематика глобального экономического кризиса. Его тяжелые последствия ощутили на себе практически все государства. Наряду с этим кризис стал катализатором обсуждения вопросов реформирования мировой финансовой архитектуры. Считаю, что активное участие в этом процессе может и должна принимать Шанхайская Организация Сотрудничества... Мы должны в полной мере использовать все выгоды и возможности сотрудничества в период посткризисного развития. Хорошую основу для этого создает Совместная инициатива по преодолению последствий глобального финансового кризиса, которую нам предстоит сегодня принять".
Внутри ШОС существует очевидное противоречие между Китаем и остальными участниками – экспортерами сырья. Пекин заинтересован в поставках нефти, газа, угля, металлов из России, Казахстана, других стран, но те не хотят вечно оставаться сырьевыми донорами. Бездонный рынок Китая их одновременно привлекает и отталкивает. С одной стороны – он надежный покупатель их продукции. С другой, китайская экспансия всех видов – экономическая, демографическая, культурная, политическая – настораживает.
Владимир Путин обратил внимание на решение, в первую очередь, актуальных приграничных вопросов, связанных с транспортом: "успешное развитие торгово-экономического сотрудничества невозможно без адекватной инфраструктуры, без устойчивых транспортных коридоров, строительства и обустройства новых пунктов пропуска, согласования процедур пересечения границ, решения вопросов транзита... Рассчитываем, что предстоящая встреча министров транспорта в ноябре текущего года в Пекине поможет выйти на договоренности по формированию целостной сети автомобильного сообщения в регионе".
Имея в виду Китай с населением более чем миллиард человек, невозможно обойти вопрос о трудовой миграции. Десяткам миллионов китайцев жизненно необходимо найти себе работу в соседних странах, в которых это желание порождает обоснованные опасения. Путин сказал по этому поводу: "Экономические проблемы неизбежно проявляются и в сфере трудовой миграции. В соответствии с договоренностями, достигнутыми на нашей предыдущей встрече в Астане, начато обсуждение всего комплекса связанных с этим тем. Важно, чтобы этот диалог охватывал и темы борьбы с незаконной миграцией, и реадмиссию, и вопросы упорядочения процедур для легальных трудовых мигрантов, обеспечения их прав и законных интересов. Этих людей мы должны защищать, и сможем это сделать только когда полностью урегулируем этот процесс".
Хотя пресловутая "желтая опасность" не подтвердилась, тем не менее, налицо присутствие мощной китайской общины и в России, и в странах Средней Азии. И Ташкент, и Астана не меньше России заинтересованы в том, чтобы к ним на территорию не проникали китайские мафиози, чтобы трудовые мигранты не оседали навечно, не перетягивали за собой семьи, не вытесняли местных рабочих на рынке труда.
Обращает на себя внимание тот факт, что Монголия, зажатая между Россией и Китаем, находящаяся в самом центре ШОС, до сих пор не вступила в эту организацию, и довольствуется статусом наблюдателя, хотя на ее территории до конца года пройдет выездное заседание Делового совета ШОС. Значит, есть нечто, заставляющее Улан-Батор воздерживаться от более близких контактов.
ШОС – организация в общем-то противоречивая. Изначально созданная для поддержания баланса на пространстве СНГ-Китай, она постепенно расширила круг своих интересов. По сути, она представляет собой организацию с двумя полюсами притяжения – Пекином и Москвой. Таджикистан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан волей-неволей вынуждены оказывать внимание Китаю, дабы выторговывать преференции у России. Эти "малые" участники ШОС своим географическим положением обречены на проведение подобной политики. В свою очередь, Россия и Китай добиваются реализации своих целей. Москва хочет, чтобы республики Центральной Азии сохраняли ей лояльность, а Пекин – крепко утвердиться в этом регионе, ставшем как бы "вакантным" после распада СССР. Такое же противоборство наблюдается и на территории Монголии, где происходит вытеснение российских экономических интересов мощной китайской экспансией, а Кремль пытается негласно помешать этому напору.
Поэтому вряд ли возможна долгосрочная экономическая гармония интересов внутри ШОС. Объективно конфликт предопределен. Но, с другой стороны, опасения внешних угроз – исламского терроризма и фундаментализма, острых региональных конфликтов по периметру ШОС, нестабильности в Центральной Азии, обостряющегося экономического кризиса, неуклонной глобализации – заставляют разрешать конфликты и идти на уступки друг другу. Да и экономики всех стран-участниц довольно глубоко интегрированы друг с другом. Все это делает ШОС удобным инструментом для снятия противоречий до того, как они выливаются в реальные конфликты.