"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

19.08.2017 Суббота 04:40

Главная » Файлы » Мировая экономика » Рынки

НЕФТЯНАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАПАДНЫХ И АМЕРИКАНСКИХ КОМПАНИЙ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Американские нефтяные компании играют важную роль на мировом рынке. Первые из них были созданы ещё в XIX в., набирали силу, мощность, а также активы. Известно, что Ближний и Средний Восток располагает огромными сырьевыми ресурсами и США имеют свой интерес в этом регионе. Компании Запада и США с 1925 по 1938 гг. заключили основные концессионные соглашения с Саудовской Аравией, Ираком, Кувейтом, Бахрейном, Катаром на 55-57 лет, сроки которых истекают в начале XXI в. Накануне Второй мировой войны Ближний и Средний Восток был поделен между США, Англией, Голландией и Францией, имевшие свои нефтяные интересы в регионе. [1].

Несмотря на то, что прошло достаточно много времени, компании Запада и США имеют лидирующие позиции на современном нефтяном рынке, в том числе и на рынке нефтегазовой индустрии стран Ближнего и Среднего Востока.

Фундаментальной базой для развертывания экспансии в послевоенный период послужили захваченные нефтяными монополиями США еще до второй мировой войны нефтяные концессии в Ираке, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, на Бахрейне, в некоторых других районах Ближнего и Среднего Востока. Нефтяные монополии при содействии правительства США навязали правителям этих государств, находившихся тогда в зависимости от стран Запада, концессионные соглашения, явившиеся основополагающими юридическими документами, легализовавшими "право" монополий на инвестирование своих капиталов и монопольную эксплуатацию полученных в концессию нефтеносных территорий.

В 50-60-е годы под воздействием роста борьбы народов монополии были вынуждены "подправить" наиболее кабальные условия концессий. Так, в 1950-1954 гг. был введен принцип равного (50:50) распределения прибылей местными правительствами, позднее у монополий были отобраны громадные неэксплуатировавшиеся ими участки концессионных территорий в Кувейте, Ираке, некоторых других странах, улучшены общие финансовые условия концессий. Однако вплоть до начала 70-х годов концессионная система оставалась основой грабительской деятельности монополий на Ближнем и Среднем Востоке.

Борьба за "доступ" к ближневосточной нефти определялась тем, что в этом районе сосредоточены крупнейшие запасы нефти в мире. Суммарный объем разведанных запасов нефти на Ближнем и Среднем Востоке на начало 1975 г. составлял 55 млрд. т. Это более чем в 10 раз превышало запасы нефти в самих США и эквивалентно 63% всех разведанных запасов нефти в промышленно развитых странах. Процесс разведки нефтяных запасов на Ближнем и Среднем Востоке с 1950 по 1975 г. возрос в 15 раз - с 5,3 млрд. т. по 55,0 млрд. т. [2].

Доктрина американской нефтяной экспансии впервые была изложена в докладе "Национальная политика США в области нефти", представленном в 1949 г. правительству США Национальным Советом по нефти. В докладе был сделан упор на необходимость обеспечения всеми возможными средствами "доступа" США к нефти иностранных государств. В докладе, в частности, говорилось: "Участие граждан США в разработке нефтяных ресурсов земного шара служит интересам всех стран и является важным для нашей национальной безопасности. Нефть иностранных государств должна быть доступной для Соединенных Штатов в таком количестве, которое может быть необходимо для того, чтобы служить дополнением к нашим внутренним поставкам... Действенная политика в области нефти должна поощрять доступ американских граждан к мировым нефтяным ресурсам на равной основе с гражданами других государств и на основе стабильных соглашений между иностранными правительствами и частными компаниями на той базе, которая будет поощрять разработку этих ресурсов методами частного предпринимательства... Правительство каждой страны и ее граждане должны соблюдать все действующие концессионные соглашения и законно приобретенные Соединенными Штатами права; они не должны предпринимать каких-либо односторонних попыток прямым или косвенным образом чинить препятствия таким соглашениям или правам.

Правительство США должно поощрять разработку иностранной нефти американскими гражданами путем действий по дипломатическим каналам, направленными на то, чтобы уменьшить политический риск, присущий таким иностранным операциям и путем разрешения гражданам США осуществлять деловые операции за границей в соответствии с законами и обычаями других стран. Национальным интересам США отвечает, чтобы американские нефтяные компании продолжали принимать активное участие в разработке нефтяных ресурсов других стран. Поэтому федеративное правительство с помощью дипломатических средств должно оказывать свое содействие проведению разумной политики в области нефти. Оно должно добиваться соблюдения соглашений, заключенных между иностранными правительствами и гражданами США, и сведения к минимуму политического риска, который присущ операциям за рубежом" [3].

В 50-60-е годы под "доступом" США понимали собственность монополий на добытую ближневосточную нефть с правом на установление справочных цен, объемов добычи и переработки, географических направлений нефтеэкспорта. В 70-е годы под "доступом" стала больше пониматься способность США обеспечить гарантированные долгосрочные закупки нефти у ближневосточных государств на льготных коммерческих условиях с признанием права собственности на саму нефть за местными правительствами. Проблема бесперебойного импорта ближневосточной нефти в США и другие страны НАТО приобрела первостепенную важность.

По мнению руководства арабских нефтедобывающих государств, нефть должна служить также для блага своего населения, поэтому они были не согласны с той политикой, которую проводили западные компании, не учитывавшие национальные интересы стран. В итоге сложных и длительных переговоров в октябре 1972 г. в Нью-Йорке было подписано генеральное соглашение между девятью западными нефтяными компаниями, действовавшими на Ближнем и Среднем Востоке и четырьмя арабскими нефтедобывающими странами (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты) по вопросу об участии. В соглашении предусматривалась передача правительствам этих стран в 1973 г. прав собственности над 25% активов ближневосточных филиалов монополий с доведением в 1982 г. арабской доли до 51%. Однако в 1974 г. страны потребовали от западных монополий форсировать процесс передачи им контрольных пакетов и добились контроля над 60% активов компаний АРАМКО, "Кувейт Ойл", "Катар Петролеум" и "Абу-Даби Петролеум". В декабре 1975 Кувейт установил полный контроль над активами монополий США и Англии на своей территории. Установление юридических прав собственности над активами монополий еще не являлось фактической национализацией, тем не менее, было важно то, что арабские государства вступили в принципиально новые отношения с западным нефтяным капиталом и подорвали прежнее безраздельное господство монополий на основе системы концессий, поставившей их деятельность в жестко очерченные рамки, тем самым они сделали практический шаг к реальному утверждению национального суверенитета над природными ресурсами и права распоряжаться их судьбой.

Страны Ближнего и Среднего Востока создали министерства по делам нефти, которые осуществляли административное руководство нефтяной отраслью. Государственные нефтяные компании постепенно взяли в свои руки большую часть добычи, переработки, транспортировки и сбыта нефти, осуществляли подготовку к самостоятельному проведению в дальнейшем полного цикла нефтяных операций. Произошли коренные перемены в структуре собственности на нефтяные активы. Все эти меры позволили национальным компаниям значительно расширить производственную деятельность. Они работали на внутренний рынок, вели изыскательные и буровые работы, осуществляли строительство нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, нефтепроводов и емкостей, проводили подготовку специалистов и рабочих-нефтяников. Национальные нефтяные компании Ирана, Кувейта и Ирака превратились в мощные компании с высоким технико-экономическим потенциалом и развитыми индустриальными связями. Развитию нефтяного государственного сектора в Ираке помогал и бывший СССР.

Трудности с приобретением нефтяного оборудования, недостаток собственных транспортных средств и нефтеперерабатывающих мощностей, отсутствие развитой системы сбытовых каналов за рубежом, отрицательно сказывались на деятельности государственных компаний. Для координации совместных усилий в сентябре 1960 г. была создана организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) для защиты общих интересов нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе стран Ближнего и Среднего Востока. ОПЕК отстаивал суверенное право государств распоряжаться своими нефтяными ресурсами в интересах развития национальной экономики, выступает за установление более выгодных цен на нефть странами производителями, регулирование уровней нефтедобычи и нефтеэкспорта в интересах нефтедобывающих государств, предоставление национальным правительствам широких прав в области контроля над производственной деятельностью монополий на своих территориях.

В 1974 г. в США насчитывалось в общем 16 корпораций, активы каждой превышали 6 млрд. долл. В числе этих корпораций - 8 нефтяных ("Экссон", "Техас Ойл", "Мобил Ойл", ""Голф Ойл", "Теннеко", "Шелл Ойл", "Стандарт Ойл Компани оф Калифорния", "Стандарт Ойл Компани оф Индиана".

В 1945-1973 гг. объем прямых частных капиталовложений США в нефть Ближнего и Среднего Востока возрастал и составил в 1943 г. - 100, в 1950 г. - 650, в 1970 г. - 1500, в 1973 г. - 2139 млн. долл. [4].

Как видно из приведенных данных, американский частный капитал инвестировал за 1945-1973 гг. 4 389 млн. долл. США после окончания Второй мировой войны изменили ситуацию в свою пользу, отобрав у Англии лидирующую роль в этом регионе.

В историческом плане борьба за нефть в острой форме проявилась между США и Англией, имевшими наиболее крупные нефтяные интересы на Ближнем и Среднем Востоке. США стремились подорвать установленный Англией до второй мировой войны военное, политическое и экономическое господство на Ближнем и Среднем Востоке. Активная дипломатическая поддержка со стороны государства, возросшая финансовая мощь нефтяных компаний позволили США ослабить позиции Англии и изменить соотношение сил на Ближнем и Среднем Востоке в свою пользу. В эксплуатации нефтяных источников стран Ближнего и Среднего Востока наряду с США участвовали Англия, Нидерланды, Франция. Сложившаяся в отношениях между монополиями США, Англии, Франции, Нидерландов в конце 50-х - начале 60-х "стабильность" на Ближнем и Среднем Востоке, основанная (за исключением Ирана) на еще довоенных концессиях, служила своего рода сдерживающим факторам, ограничивавшим одностороннюю экспансию монополий США. Совместная деятельность западных монополий не исключала борьбы между ними. Англо-иранский конфликт 1951-1953 гг., энергетический кризис в США и Западной Европе в 1973-1974 гг. способствовали перерастанию в политическую борьбу. В 1974 г. удельный вес капиталовложений США в нефть Ближнего и Среднего Востока в общем объеме американских капиталовложений в нефть иностранных государств составил всего 5,3%, а доля полученных с этих инвестиций прибылей - 62,5% . В 1974 г. норма прибыли монополий в этом районе достигла 520%, несмотря на повышение ставки налогов на доходы монополий и отпускных цен на нефть, предпринятые ближневосточными странами. Причиной столь высокого дохода явилась дешевизна местной рабочей силы, исключительно высокая производительность нефтяных скважин, близость основных источников нефти к морским транспортным артериям, малый риск потерь в разведочных работах в силу высокой вероятности нахождения нефти. В 1974 г. произошло уменьшение объема капиталовложений США в нефть Ближнего и Среднего Востока. Это явилось следствием сокращения притока новых американских капиталов в этот район в связи с взрывоопасной политической обстановкой, а также мерами ближневосточных государств по национализации и ограничению деятельности монополий, а с другой стороны проходил процесс выкупа правительствами ближневосточных стран активов филиалов монополий в рамках системы участия, что привело к изменению структуры собственности монополий. Однако путем взвинчивания цен на конечные нефтепродукты и интенсификации производственных процессов монополии обеспечили в 1974г., рост прибылей от эксплуатации ближневосточной нефти почти в 4 раза по сравнению с 1973 г., сообщает http://ia-centr.ru.

За период с 1945 до середины 70-х годов произошли некоторые изменения в политике западных государств и США в вопросах нефтяной стратегии в ближневосточном регионе, связанные, прежде всего, с национализацией нефтяной отрасли арабских добывающих стран. И этот фактор, безусловно, был учтен ведущими нефтяными компаниями, представленными на этом рынке.

Российские исследователи отмечали, что Англия и США боролись между собой за гегемонию. Следует отметить, что «с 1971 г. в Персидском заливе свое влияние Англия уступила США. США после ирано-иракской войны проводили стратегию «двойного сдерживания» Ирана и Ирака, что позволило США в течение десяти лет обеспечивать бесперебойные поставки нефти из стран залива и избегать крупных конфликтов между ними. Однако к концу XX вв. данный курс себя исчерпал как тактически, так и стратегически.

Иран при населении в 65 млн. чел. обладает запасами в 89,7 млрд. барр. У Ирака население 23 млн. чел., а нефти - 112 млрд. барр. у Саудовской Аравии - 22 млн. и 261 млрд. соответственно. Таким образом, по нашим подсчетам, Иран, Ирак и Саудовская Аравия, вместе взятые, обладают запасами в 462 млрд. барр., что выдвигает, прежде всего, Саудовскую Аравию и Ирак в мировые лидеры по обладанию стратегическим сырьем. Позиции Ирана, по сравнению с Саудовской Аравией и Ираком, выглядят достаточно скромно. При нынешних темпах добычи Иран исчерпает свои запасы через 20-30 лет. Данные обстоятельства определили различия в иранской и арабской деловой политике на нефть и противоречия по вопросу об объемах ее добычи. Уже с 60-х годов Иран, стремившийся к снижению зависимости от нефтяного экспорта и увеличения инвестиций в экономику, настаивал на сокращении добычи и на повышении мировых цен. Арабские государства, наоборот, предпочитали держать мировые цены на низком уровне. Сближению позиций Ирана и США помогло бы согласие США на строительство трубопроводов из Средней Азии через иранскую территорию. (Одновременно реализация данного проекта способствовала бы ослаблению влияния китайских нефтяных компаний на иранскую нефтегазовую промышленность)» [5].

Экономика США в определенной степени зависела от поставок ближневосточной нефти, поэтому политика была достаточно рациональной и учитывала в целом сложившуюся обстановку в регионе. Цены на нефть в регионе удерживались на определенном уровне до 1973 г., то есть до очередной арабо-израильской войны, когда произошел беспрецедентный скачок цен на нефть, изменивший в целом ситуацию на мировом рынке. Следует при этом отметить, что повышение цен на нефть привело к тому, что нефтедоллары пополнили казну арабских государств, в том числе иракскую; как раз за год до этого иракское правительство национализировало нефтяную отрасль, покончив с монополией западных компаний. Колоссальные доходы от экспорта нефти позволили форсировать промышленное развитие страны, и в короткий срок была создана мощная индустрия, в первую очередь машиностроительная. Стали возможными огромные капиталовложения в сферу строительства, здравоохранения, образования. Ирак использовал нефтедоллары для своей промышленности, создал новые отрасли хозяйства, что не всегда отвечало интересам западных монополий. Как известно, Ирак неоднократно подвергался нашествиям иностранных завоевателей, но вновь возрождался.

США и Англия в марте 2003 г. вторглись в Ирак. Мировое сообщество осудило эти действия. Следует отметить, что англичане эксплуатировали нефтяные ресурсы Ирака с начала XX в., когда «британский экспедиционный корпус высадился рядом с г. Басра в ноябре 1914 г. для защиты нефтяных месторождений Персии, недопущения русско-немецкого влияния в этом регионе и сохранения сухопутного сообщения с Индией, англичане в 1917-1918 гг. захватили Багдад и Мосул. В 1941 г. произошла вторая британская оккупация, длившаяся до конца Второй мировой войны. Английские компании контролировали деятельность и имели основной пакет акций Иракской нефтяной компании до 1972 г., пока она не была национализирована» [6].

Вторжение американо-английских войск останется лишь эпизодом в истории страны, иностранцы уйдут и иракский народ сам будет определять свое будущее. Новый Ирак только еще начинает подниматься из руин; его огромный экономический потенциал, жизнеспособность и динамизм иракского общества позволяет древней стране Двуречья встать в ряды ведущих государств арабского мира и занять достойное место на карте Ближнего Востока» [7].

Таким образом, западные и американские компании с начала прошлого века эксплуатировали природные богатства стран Ближнего и Среднего Востока, в первую очередь, в своих интересах. Подписанные концессионные соглашения носили несправедливый характер по отношению к арабским странам региона, не служили интересам государств. Обстановка изменилась в 50-60-е гг., когда, в результате национально-освободительных движений, монополии вынуждены были пересмотреть свою политику и изменить некоторые условия соглашений.

В начале 70-х годов Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты добились прав собственности над 25% активов ближневосточных филиалов монополий, затем эта цифра была, доведена до 60%, что создало определенные условия для развития национальной промышленности, улучшения жизненного уровня населения, создания социальной инфраструктуры.

За 1970-90 гг. цены на нефть претерпели изменения. За 1990-1994 гг. цены на нефть постепенно снижались с 22,1 до 16 долл. за баррель. В 1996-1997 гг. они стабилизировались на уровне 20-19 долл., а в 1998 г. упали до 13,1 долл. Нестабильная обстановка на мировом рынке была связана с тем, что «страны ОПЕК с 1 января 1998 г. повысили свою квоту добычи, а финансовый кризис в Юго-Восточной Азии резко снизил спрос на нефть. Предложение превысило спрос примерно на 125 млн. т., в то время как для дестабилизации рынка достаточно и превышения в 30-40 млн. т. в годовом исчислении» [8].

1995 г. стал переломным на рынке нефти, когда все страны-экспортеры ограничили добычу нефти, а члены ОПЕК приняли новый механизм регулирования цен, который помогал поддерживать в пределах 22-28 долл./барр. и лишал страны-импортеры возможности сохранить высокий уровень коммерческих запасов. Несмотря на различные противоречия, ОПЕК до сентября 2001 г. удалось удержать цены на нефть в пределах принятого коридора. В связи с террористическими актами 11 сентября 2001 г. произошла дестабилизация ситуации, в результате которой цены пошли вверх. На Лондонской нефтяной бирже УРЕ цена нефти сорта Брент достигала 28-31 долл./ барр. Члены ОПЕК заявили о сохранении стабильных поставок нефти, что позволило удерживать цены в пределах 22-28 долл./барр.

На своей очередной конференции министры нефти стран ОПЕК решили не снижать добычу, что привело к падению цен. Однако уже в ноябре 2001 г. страны ОПЕК заявили, что сократят суточную добычу на 1,5 млн. барр., начиная с 1 января 2002 г.. при условии, что страны-экспортеры, не входящие в ОПЕК, снизят ее на 500 тыс. барр. Ценовая война обострилась так, что страны ОПЕК предупредили о возможном падении цены на нефть до 10 долл. за барр., если в ближайшее время добыча не будет сокращена на 2 млн. барр. в сутки. Острие ценовой войны ОПЕК было направлено против России, потому что она за это время нарастила объем суточной добычи на 50 тыс. барр., тогда как мировые цены на нефть находились на уровне 30 долл. за баррель и выше, страны ОПЕК теряли свои доли на мировых рынках. В начале декабря Россия официально объявила о снижении экспорта нефти на 150 тыс. барр. в сутки сроком на 3 месяца, хотя в требованиях ОПЕК звучала цифра в 200 тыс. барр. [9]

Что касается Норвегии, то она последней согласилась сократить добычу на 150 тыс. барр. в сутки с 1 января по 30 июня 2002 г. В целом Россия, Норвегия, Мексика и Оман решили сократить с 1 января 2002 г. добычу нефти на 462 тыс. барр. в сутки, или на 92% уровня, требуемого ОПЕК. На Каирской конференции министров нефти стран ОПЕК в декабре 2001 г. было воспринято как положительный шаг. ОПЕК подтвердила свое решение сократить с 1 января 2002 г. добычу нефти на 1,5 млн. барр. в сутки. В результате ценовой войны между странами ОПЕК и экспортерами нефти, не входящими в эту организацию, был фактически разрушен действовавший с 1999 г. механизм удержания мировых цен на нефть в пределах коридора 22-28 долл/барр. В IV кв. 2001 г. установились низкие цены на нефть. В дальнейшем резкого снижения цен можно избежать только проведением четкой координации политики ОПЕК и странами - экспортерами, не входящими в эту организацию. На конференции министров нефти стран ОПЕК 15 марта 2002 г. было подтверждено сокращение квоты добычи на уровне 21,7 млн. барр. в сутки (без Ирака). На ограничение экспорта нефти в течение II кв. 2002 г. на 462 тыс. барр. в сутки согласились Норвегия, Мексика, Оман и Россия» [10].

Таким образом, за период 1970-2000 гг. мировые цены на нефть носили нестабильный характер, что было связано с финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии, политикой стран-экспортеров, противоречиями между ОПЕК и нефтеимпортирующими странами, а в начале XXI века с террористическими актами и ценовой войной.

Ближневосточный регион является центром противоречий интересов разных государств. К сожалению, там не прекращаются войны, первая из них началась в 1967 г., так называемая Шестидневная война, начатая Израилем после неудачной и неоправданной "игры мускулами" Каира. А.Гречко, в то время командующий войсками Варшавского Договора, желая показать, насколько хорошо работают советские военные советники в Египте, при беседе с Насером во время визита в Каир, отметил, что египетская армия «может успешно решить различные задачи на данном театре», что не отвечало действительности. Египетская армия уступала израильской, что подтвердили дальнейшие события.

Примаков Е.М., работавший в то время корреспондентом «Правды», в своей книге пишет, что на его глазах был сбит самолет. Радио непрерывно передавало фантастические цифры об израильских потерях, но самолет оказался египетским, и ракета была египетская. У него на квартире собрались каирские друзья, а он в это время уже знал от советских специалистов, приехавших с военно-воздушной базы «Каиро-Вест», о том, что египетская авиация, которую так и не подняли в воздух, была уничтожена на земле. Узнав об этом, многие египтяне плакали [11].

СССР и США имели свои интересы на Ближнем и Среднем Востоке. «В условиях «холодной войны» при выработке ближневосточного курса и двусторонних отношений им приходилось принимать во внимание существовавшую в этот период глобальную конфронтацию, а порой и исходить из нее. Это, несомненно, привносило определенную нюансировку в подходы США с их союзниками, и СССР к процессу ближневосточного урегулирования. Обе стороны были заинтересованы в том, чтобы события окончательно не дестабилизировали обстановку в этом регионе. СССР и США объективно стремились не допустить такого развития событий, которое могло бы выйти из-под контроля и перерасти в глобальное столкновение, учитывая проблемы, связанные с нефтью (1973 г.). Это создавало определенные лимиты для политики, которые не могли не учитываться. СССР и США имели свои экономические, политические, военные интересы, связанные с отдельными государствами региона» [12].

СССР и США были объективно заинтересованы в том, чтобы конфликт не вышел на глобальный уровень. США особенно опасались втягивания в конфликт с Израилем тех арабских стран, которые поставляли нефть в Соединенные Штаты, Западную Европу, Японию. Именно это даже в условиях "холодной войны" держало на плаву мировой процесс на Ближнем Востоке, создавая почву для политического вмешательства и СССР, и США с целью продвижения урегулирования [13].

Начало XXI века было ознаменовано терактами 11 сентября 2001 г., что повергло мировую общественность в шок. События 11 сентября подчеркнули настоятельную, жизненно важную для мирового сообщества потребность урегулирования региональных конфликтов, и особенно ближневосточного, который в большей степени, чем все остальные, создает благоприятную почву для роста международного терроризма и его проявления в наиболее опасных формах.

За 30 лет страны Ближнего и Среднего Востока достигли определенных успехов в своем развитии и, прежде всего, арабские государства стали получать доходы от эксплуатации нефтяных ресурсов. Нефтедобывающие государства заявили о себе, создали ОПЕК и ОАПЕК, другие международные фондов и организации, включились в мировое хозяйство [14].

Таким образом, можно подвести некоторые итоги:

- США и страны Запада с начала XX в. эксплуатировали ресурсы стран Ближнего и Среднего Востока, однако ситуация изменилась после окончания Второй мировой войны и национально-освободительных движений в странах региона;

- в Иране в 1951-1953 гг. развернулось мощное движение за национализацию нефти и самостоятельное использование национальных нефтяных ресурсов, являвшиеся частью освободительной борьбы народов Ближнего и Среднего Востока за достижение полной национальной и экономической независимости, ликвидации господства западных монополий, развитие нефтяных ресурсов под контролем национальных государств. В мае 1973 г. правительство Ирана восстановило контроль над нефтью и ограничило функции английской компании (АИНК);

- в июне 1972 г. Ирак национализировал активы "Ирак Петролеум" (ИПК), акционерами которой были компании Англии, Франции, США и Нидерландов, эксплуатировавших иракские нефтяные ресурсы с 20-х годов прошлого века;

- в 1972 г. было подписано генеральное соглашение между западными нефтяными компаниями и арабскими нефтедобывающими странами по вопросу об участии;

- нефтедобывающие страны региона участвуют в международном разделении труда и мировых экономических отношениях.

Политика нефтяных монополий претерпела изменения, были пересмотрены стратегия и тактика по отношению к ближневосточным нефтедобывающим государствам, что позволяет предполагать о динамизме отношений на мировом нефтяном рынке.

Таким образом, Ближний и Средний Восток является нефтедобывающим регионом, имеющим важнейшее значение для стран Запада и США.

1. Р. Воронов. Нефть и политика США на Ближнем Востоке и Среднем Востоке. М. 1977. С. 51.
2. Там же. С. 53-54.
3. Там же. С. 54.
4. Там же. С. 62.
5. М. Братерский. Иран и арабские страны: традиционный конфликт и роль США // Международная экономика и международные отношения. 2003. №11. С.82, 84, 89.
6. Трансформация Ирака: уроки и ошибки прошлого.// Международная экономика и международные отношения. 2005. №5. С. 119, 125.
7. Г.Мирский. Новый поворот в судьбе Ирака. //Международная экономика и международные отношения. 2003. № 9. С. 89.
8. Н. Байков, Г. Безмельницина. Мировое потребление и производство первичных энергоресурсов (ПЭР). // Международная экономика и международные отношения. 2003. № 5. С. 44.
9. Там же. С. 45.
10. Там же. С. 46.
11. Е.М. Примаков. Встречи на перекрестках. Ек. 2004. С. 280-281.
12. Е.М. Примаков. Годы в большой политике. М. 1999. С. 366.
13. Е.М. Примаков. Мир после 11 сентября. М. 2002. С. 52, 55.
14. Восток: рубеж 80-х годов (освободившиеся страны в современном мире). М. 1983. С. 116-117.

Л. Н. Нурсултанова

 

И еще:
"В России первый нефтепровод длиной 10 км был построен в 1878 году на промыслах Нобелей в Балаханах (селение близ Баку). Он, как и его американский прообраз, был из дерева, и так же, как в Штатах, его подожгли конкуренты-извозчики. Однако методичные шведы довели дело до конца, добившись от властей усиленных мер охраны трубы и заменив дерево металлом. И вскоре стали перекачивать от месторождений в Бакинский порт не только свою, но и чужую нефть, взимая с производителей по пятаку с пуда. Проектировал и строил первый российский нефтепровод инженер Владимир Шухов (создатель радиобашни на Шаболовке в Москве), который в своих работах вывел ряд принципов, до сих применяемых при прокладке трубопроводов."

"В конце 19 - начале 20 века геополитическое значение Кавказа возрастает в связи с вовлечением его в мировое хозяйство. Богатые природные ресурсы региона, прежде всего нефтяные, превращают его в арену острой экономической конкуренции мировых держав.

На рубеже 19 - 20 веков Российская империя была крупнейшим нефтедобытчиком в мире, а ее бакинские и грозненские нефтепромыслы занимали главное место в российской нефтяной промышленности. В Баку был представлен английский, шведский, немецкий капитал, а также американский в лице рокфеллеровской "Стандарт ойл”. В 1900 году в топливно-энергетическом балансе самой России доминировала нефть - 41,7 процента.

В 1903 году Рокфеллер предложил царскому правительству России сдать в аренду американцам Бакинские нефтепромыслы. Россия, по предложению Рокфеллера, пополняла бы за счет аренды казну. Затем американцы могли эти месторождения выкупить. Уже тогда договор предполагал строительство нефтепровода Баку – Батуми с вывозом российской нефти танкерами через Дарданеллы в Европу.

Российские и азербайджанские нефтепромышленники предложили правительству другой проект: перерабатывать в Баку нефть и экспортировать через продуктопровод керосин в Европу. Это означало быстрое вытеснение Рокфеллера с европейского рынка. Россия начала осуществление проекта, но глава "Стандарт Ойл" с грядущей потерей рынков, разумеется, не смирился. Рокфеллер, как сказали бы сегодня, стал информационно разыгрывать на Кавказе национальную карту и нанял множество агитаторов всех политических направлений (т.е. финансировал информационные операции против своих экономических конкурентов)".

 

Категория: Рынки | Добавил: Админн
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009