Число постоянных пользователей Интернета в России превысило 40 млн жителей, что составляет 36% взрослого населения страны, показало исследование фонда «Общественное мнение». В то же время суточная аудитория выросла за год на 5% и составляет почти 24 млн человек, а доля пользователей старшего возраста и невысокого достатка существенно увеличилась. Главу ФОМ, которого газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать исследование, больше всего удивили москвичи.
Фонд «Общественное мнение» подводит итоги года. ФОМ традиционно задает респондентам вопросы о пользовании Интернетом.
Расчеты, проведенные по результатам всех этих опросов, показали: суточная аудитория Интернета составляет почти 24 млн человек, то есть 21% взрослого населения. Осенью 2008 года эти показатели составляли, соответственно, 16%, или 17,7 млн человек.
По абсолютному количеству пользователей Россия сравнилась с самыми большими странами Европы. 40 млн взрослых жителей страны хотя бы раз за полгода пользуются Интернетом. Эти данные вполне сопоставимы с теми, что наблюдаются в Великобритании или Франции.
Однако по относительному показателю Россия пока уступает. В Германии – 49 млн пользователей Интернета, и это составляет 70% населения страны. Российские пользователи составляют пока только 36% населения.
Наиболее близка к европейским лидерам по относительному показателю Москва. Однако исследования показали, что в Москве доля интернет-пользователей на протяжении последнего года стабильно держится на уровне 60%. Рост российской интернет-аудитории происходит за счет пользователей из регионов, в первую очередь – жителей областных центров.
По-прежнему типичным интернет-пользователем является молодой образованный человек с доходом выше среднего, но темпы роста этой категории замедлились.
Если осенью прошлого года среди людей с высоким доходом интернет-пользователями были 52%, то сейчас их, по данным ФОМ, 54%. В то же время доля пользователей с низким доходам, хотя и не так пока велика, за год выросла значительно: с 12% до 21%.
Еще одна тенденция: в Сети появилось больше пользователей старшего возраста. Доля людей в возрасте 35–44 лет, пользующихся Интернетом, выросла с 35% до 45%. Тем не менее молодых пользователей по-прежнему больше.
Исследования не подтвердили мнение, что интернет-пользователи являются более политически активной категорией населения: большой разницы по этому показателю между пользователями и «непользователями» нет. При этом по протестной активности пользователи Интернета даже уступают согражданам из оффлайна: среди людей 25–44 лет, не пользующихся Интернетом, 24% допускают возможность протестных действий. Среди интернет-пользователей таких людей 22%.
Газета ВЗГЛЯД обратилась к главе фонда «Общественное мнение» Александру Ослону с просьбой прокомментировать результаты исследования.
– Александр Анатольевич, какой главный вывод вы могли бы озвучить по результатам исследования
– Интернет растет во всех сегментах. Эта тенденция очень хорошо видна.
– Что из полученных данных оказалось для вас неожиданным?
– Неожиданностью оказалось, что рост по Москве замедлился, регионы существенно обгоняют столицу по темпам роста.
– Как, по вашим ожиданиям, будет развиваться ситуация в дальнейшем?
– Есть спрос, который еще не насыщен. Перспективы роста есть.
– С чем могут быть связаны такие темпы роста?
– Думаю, на эту тенденцию сильно повлияло то, что Интернет любит наш президент. Это повлияло на чиновников, которые стали более активно заниматься развитием каналов доступа в Интернет. Определенную роль сыграло и то, что государственные структуры завели представительства в Сети. Есть также много других факторов. Когда все растет, можно гадать, что влияет на это: солнечные дни, теплая погода или достаточное количество дождей… Экология хорошая!