Насколько оправдывает свое существование авиастроительная госкорпорация? Насколько активно идет прирост темпов в строительстве гражданских самолетов? На эти и другие вопросы в эфире "Вестей" ответил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.
"В 2009 году по самой структуре ОАК мы завершили практически все структурные преобразования, как бы за счет консолидации активов отрасли этот процесс практически завершен. Сейчас с точки зрения структурных преобразований будет два главных процесса – оптимизация производственных мощностей и внутреннее структурирование по эффективным подразделениям", - рассказал Христенко.
По его словам, теперь надо добиваться двух вещей. С одной стороны, необходимо стремиться к появлению новых продуктов, новых самолетов, а с другой стороны, к появлению эффективного нового производства, которое позволяет эти самолеты – новые – делать качественнее, дешевле, быстрее. "Наш российский рынок при всем масштабе страны географическом слишком мал, чтобы базируясь только на его емкости, на его спросе, создать высокоэффективную авиастроительную отрасль", - подчеркнул министр.
Христенко отметил, что и планы, и стратегия в этой отрасли рассчитаны на то, чтобы выйти на конкурентоспособную на мировом уровне авиастроительную отрасль как по боевой, так и по гражданской технике. "Авиастроительная промышленность одинаково эффективно должна делать и то, и другое", - подчеркнул министр.
"Если сегодня у нас наблюдается абсолютное доминирование военной авиации, военных самолетов по отношению к гражданским, то мы должны выйти на соотношение хотя бы пополам. Но при этом по гражданской технике надо добиться такой эффективности и делать такие продукты, которые будут продаваться не только, может быть, иногда и не столько на российском рынке, сколько на внешнем рынке", - заявил Виктор Христенко.
Еще некоторые цифры: прирост в отрасли вертолетостроения в 2009 году составил более 20%, по двигателестроению – рост примерно такой же. Демонстрирует рост судостроение, причем рост устойчивый. Христенко отметил и оборонно-промышленный комплекс. Причина роста в ОПК понятна - значительное сохранение государственного оборонного заказа на продукцию этих предприятий.
"Фармацевтика – это наш успех, успех как министерства. Года полтора назад эта отрасль и богом, и людьми была забыта", - отмечает министр промышленности и торговли Виктор Христенко.
"Что произошло в этом году? Мы сумели разработать и согласовать стратегический документ до 20-го года. Мы приступили к разработке федеральной целевой программы по развитию фармацевтической отрасли. Мы запустили процесс по отбору приоритетных проектов для этой отрасли. У нас уже более 150 заявок на эти проекты, - подчеркнул Христенко. - Почему бизнес стал присылать свои проекты? Потому что государство за этот же год повернулось лицом к отечественной индустрии".
Второй альянс в автопроме создается на базе российского системообразующего предприятия и иностранного партнера. Об этом в эксклюзивном интервью "Вестям" рассказал министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Первый альянс - это Renault-Nissan и "АвтоВАЗ". "Мы сейчас работаем над вторым таким альянсом в этой же сфере. Я думаю, что в ближайшее время он тоже увидит свет", - подчеркнул Христенко.
"Это полноценные автопроизводители, которые имеют компетенцию от инжиниринга до создания основных узлов и агрегатов, в том числе и силовых агрегатов. Имеют параметры производства на российской территории, измеряемые сотнями тысяч машин, а не десятками тысяч машин", - отметил министр. Называть производителей он пока не стал.
По словам Христенко, к антикризисным мерам придется прибегнуть и в 2010-м году. "Но если в 2009 году эти меры носили характер "стопора", который надо под колеса подложить, чтобы под откос не катиться, то теперь это должны быть те инструменты, которые в 10-ом году выведут на совершенно другой тренд по развитию автопрома", - подчеркнул глава ведомства.
Если говорить об инвестициях в целом, то до 2020-го года для всех участников российской автомобильной промышленности потребуется порядка 25 миллиардов евро. "АвтоВАЗу" в качестве дополнительной помощи потребуется еще 40 млрд рублей. "Эта помощь будет увязана с той самой программой, которая в первом квартале должна быть окончательно принята", - отметил министр.