"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

23.11.2017 Четверг 19:32

Главная » Файлы » ИНДИЯ » Индия

Развитие регионов

V международной конференции по ветроэнергетике

 
В столице Индии городе Дели завершилась V Международная ветроенергетическая конференция, на которой собрались 900 представителей с 35 стран мира. Организатором мероприятия выступила Всемирная ветроэнергетическая ассоциация совместно с Ветроэнергетической ассоциацией Индии. В конференции приняли участие, как представители научных кругов, так и представители бизнеса и правительственных структур. Украину представлял член Партии Зеленых Украины, вице-президент Агентства по возобновляемой энергетике Андрей Конеченков.

На церемонии открытия конференции, президент Индии Абдул Калама в своем выступлении заявил: «Энергетическая независимость – это «дорога жизни» любой нации. Насущная необходимость - развитие возобновляемой энергетики, которая одна может обеспечить сбалансированное развитие!». В ближайшее время в Индии будут созданы специальные экономические зоны для внедрения возобновляемых технологий. Цель, которую преследует правительство страны - это создание инфраструктуру мирового уровня, которая обеспечит платформу для технического и промышленного развития всех регионов Индии. До 2030 года для обеспечения энергетической независимости страны, правительство Индии планирует довести долю возобновляемой энергетики в общем энергобалансе страны до 25%.

„Вопрос энергонезависимости для Украины на сегодня является одним из приоритетных – отметил член ПЗУ Андрей Конеченков - Украина имеет мощный потенциал для развития ветроэнергетики, поэтому интерес западных инвесторов к Украине чрезвычайно большой. К сожалению, в стране до этого времени существуют искусственные преграды для внедрения передовых технологий. Поэтому для развития отрасли необходимо введение тарифов на возобновляемую энергетику в целом и ветроэнергетику в частности. Это разрешит решить много энергетических проблем, которые явились перед топливно-энергетическим комплексом страны”.

На конференции была отмечена важность взаимосвязи в деятельности международных промышленных ассоциаций ветроэнергетики, солнечной, гидро и геотермальной энергетики. В принятой на Конференции резолюции отмечается важность ветроэнергетических и других возобновляемых технологий в решении вопроса энергетической независимости современного государства. Причем для достижения максимально эффективного использования энергоресурсов применять эти технологии целесообразно как по отдельности, так и комбинировано.

Ineos лицензирует ПЭ производство в Индии

Ineos Technologies заключила соглашение с компанией Brahmaputra Cracker Limited (BCOL) по лицензированию процесса Innovene G для производства полиэтилена на заводе, который будет построен в городе Lepetkata, штат Assam на северо-востоке Индии.

Завод будет иметь производственную мощность 220 тыс. тонн в год на единичном газофазном реакторе. Он сможет выпускать широкий ассортимент сортов полиэтилена высокого и низкого давления для использования в производстве разнообразных пленок и других инжекционно-литьевых процессах.

Завод войдет в состав проекта Assam Gas Cracker, интегрированного нефтехимического комплекса, основанного BCPL. Технологическая и производственная концепция завода сейчас находится в разработке.

Питер Уильямс (Peter Williams), генеральный директор Ineos, сказал: «Мы очень рады, что технология Innovene G была выбрана для нового завода. Как часть проекта Assam Gas Cracker, это внесет значительный вклад в местную полимерную промышленность и развитие северо-восточного региона Индии».

Tazo и Mercy Corps (Служба Милосердия)

В сентябре 2002 года Чайная Компания Tazo (дочерняя компания Starbucks) начала сотрудничество со Службой Милосердия (Mercy Corps) по поддержке регионов, где выращивается чай. Служба Милосердия – это некоммерческая организация, занимающаяся организацией и поддержкой программ по поддержке здравоохранения и экономического развития более чем 30 стран.

Результатом этого сотрудничества, в частности, является проект по развитию региона Дарджилинг, Индия, где Tazo закупает чай лучших в мире сортов для производства своей продукции. Проект охватывает, в основном, следующие области:

  • Улучшение качества и упрощение доступа населения к питьевой воде.
  • Поддержка социально-экономических и экологических программ на региональном уровне.
  • Помощь в развитии лидерских качеств молодежи и открытии перед ней новых возможностей.

Starbucks, Tazo и их партнеры по бизнесу инвестируют 600 тысяч долларов в поддержку этих трехгодичных программ.

Директор Департамента внешнеэкономических отношений Е.В. Данилова выступила с докладом на тему «О зарубежном опыте развития приграничной торговли» на всероссийском совещании руководителей внешнеэкономических служб приграничных регионов Российской Федераци

В совещании приняли участие представители руководства Минэкономразвития России, представители Совета Федерации, уполномоченные Минэкономразвития России в субъектах Российской Федерации, торговые представители Российской Федерации в иностранных государствах, а также представители администраций субъектов Российской Федерации.


О зарубежном опыте развития приграничной торговли

Индия
В качестве примера подобной формы международного сотрудничества можно рассмотреть опыт приграничной торговли, существующий в Индии.
Протяженность государственной границы Индии составляет около 16 тыс. км. Индия граничит с семью странами – Афганистаном, Китаем, Бангладеш, Бутаном, Мьянмой, Непалом и Пакистаном.
Вдоль всей сухопутной границы страны организовано свыше 140 таможенных пунктов.
В законодательстве Индии понятие «приграничная торговля» ("border trade”) обозначает взаимную торговлю Индии через государственные границы с сопредельными странами на основе двусторонних соглашений. Нормативные документы, определяющие понимание «приграничной торговли» как торговли товарами между территориями в ограниченной зоне, непосредственно прилегающей к границам с сопредельными государствами, в индийском законодательстве отсутствуют. На практике понятие «приграничная торговля» используется применительно к товарообороту через сухопутные границы. При этом не имеет значения, произведен экспортируемый или импортируемый товар в приграничной зоне, участвуют в товарообороте резиденты пограничной зоны или речь идет о транзите товаров из других регионов и стран.
В официальной таможенной статистике Индии данные по приграничной торговле специально не учитываются. По данным Министерства развития Северо-Восточного региона Индии, значительная часть приграничной торговли в Индии приходится на Мьянму и Бангладеш. Если же судить по числу таможенных пунктов, то наибольший объем приграничной торговли Индии должен приходиться на Бангладеш и Непал. Официальных данных на этот счет нет.
Можно выделить ряд факторов, оказывающих значительное влияние на развитие торговли, в том числе и приграничной, между Индией и сопредельными государствами. Среди этих факторов доминируют:
– сложные, порой недружественные, внешнеполитические отношения;
– сдержанный подход руководства страны к решению спорных межгосударственных вопросов, мешающих развитию взаимного товарооборота;
– нестабильная обстановка в приграничных районах и, соответственно, жесткий пограничный режим;
– незавершенность демаркации и зачастую незащищенность в достаточной мере индийских границ (например, с Бангладеш и Непалом) и, как следствие, развитие контрабанды товаров;
– неразвитость инфраструктуры для организации приграничной торговли и отсутствие средств для ее развития;
– естественные ограничения, связанные с преобладанием труднодоступного высокогорного рельефа местности.
Камнем преткновения в отношениях Индии и Бангладеш стал вопрос транзита через территорию Бангладеш товаров между северо-востоком Индии и основной территорией страны. Взамен Бангладеш требует расширения доступа своих товаров на индийский рынок и увеличения номенклатуры беспошлинно ввозимых индийских товаров.
Индия подписала с Непалом и Бутаном соглашения о свободной торговле. Но если в отношениях с Непалом сдерживающим фактором для увеличения объемов взаимной торговли стала активность таких торговых партнеров Непала, как Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея, то в случае с Бутаном, основная проблема – малая ёмкость рынка этой страны.
Несмотря на то, что Китай имеет наиболее протяженную границу с Индией, потоки товаров через сухопутную границу незначительны. Основной товарооборот двух стран осуществляется морским путём.
Торговых потоков между Индией и Афганистаном вообще нет, поскольку граница между двумя странами находится в оккупированной Пакистаном части штата Джамму и Кашмир.
Торговые отношения с Пакистаном во многом определяются политическим фактором. Несмотря на то, что импорт индийских товаров по качеству и стоимости очень выгоден Пакистану, эта страна до сих пор не предоставила Индии статус наиболее благоприятствуемой нации.
Не используется в полной мере и значительный потенциал торговли между Индией и Мьянмой, несмотря на заключенное в 1994 году Соглашение о приграничной торговле – единственное такого рода соглашение Индии с другой страной. Данное соглашение определило перечень продукции сельского хозяйства, которыми могут обмениваться жители приграничных районов Индии и Мьянмы, и установило, что импорт из Мьянмы должен предшествовать экспорту из Индии.
Значительное место в соглашении о приграничной торговле Индии и Мьянмы отводится бартерной приграничной торговле. Порядок ведения такой торговли определяется Циркуляром Резервного Банка Индии (РБИ), который устанавливает, что стоимость товаров, экспортируемых на условиях бартера, не должна превышать 20000 долл. США для одной сделки.
Экспортируемый из Индии товар на сумму менее 1000 долл. США не подлежит декларированию, но поставка данного товара должна завершиться в течение одного-двух дней. Пограничные таможенные органы ежемесячно должны информировать РБИ о подобных импортно-экспортных операциях. Импортируемый в Индию товар на сумму свыше 5000 долл. США подлежит декларированию. Бартерные сделки между странами должны быть завершены в период 6 месяцев с даты ввоза импортируемых товаров.
Значительный урон развитию приграничной торговли наносит нестабильная обстановка в приграничных районах Индии и на сопредельных территориях. Правительство Индии не раз поднимало вопрос о наличии в приграничных районах Пакистана, Бангладеш, Мьянмы и Непала лагерей вооруженных бандформирований, представляющих угрозу для национальной безопасности страны. В связи с этим Индия предпринимает меры по ужесточению пограничного режима, что, в свою очередь, сдерживает развитие приграничной торговли.
Несмотря на понимание значительных выгод для регионального развития, которые дает приграничная торговля, а это – совершенствование инфраструктуры приграничных территорий, повышение уровня жизни населения этих территорий, развитие добрососедских и взаимовыгодных профессиональных, торговых и культурных отношений и многое другое, – на политическом уровне в Индии и сопредельных государствах отдают предпочтение постепенному решению существующих проблем.
Также, на наш взгляд, интересной представляется организация приграничной торговли в Иране, Турции и Монголии.

Суча Сингх Джилл

ЭКОНОМИКА РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА: ОПЫТ ИНДИИ

В статье анализируются региональные различия в уровне экономического развития Индии и вызвавшие их факторы. Предпринята попытка увязать этот анализ с теорией регионального роста. В статье рассматриваются: определение термина "регион”; стадии межрайонной дифференциации и факторы, лежащие в ее основе; региональное экономическое неравенство в Индии в историческом контексте, а также ранжирование регионов Индии по уровню доходов; влияние на региональное развитие новой экономической политики, проводимой с 1991 г.; миграция между штатами.

Понятие "регион” применительно к Индии2. Существует несколько критериев определения понятия региона: экономический, административный, исторический. Каждый из них имеет ограничения, поэтому выбор одного зависит от цели исследования и доступности информации. Иногда термин "регион” применяется по отношению к группе стран, занимающих определенную территорию. Так, Южно-Азиатское региональное содружество включает Индию, Пакистан, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри Ланку и Мальдивы. В данной статье термин "регион” используется для характеристики территории внутри страны, которая представляет собой некоторую целостность и функционирует относительно автономно, но во взаимосвязи с остальной экономикой.

Регионы Индии можно разделить на три типа. Первый представлен однородными районами, имеющими ряд общих признаков: внутренние различия для него несущественны. Второй тип – узловые регионы, их целостность обусловлена внутренними потоками и общим тяготением к центру (узлу). Третий – плановые, созданы для целей управления и проведения определенной политики.

В каждом регионе есть места большей концентрации экономической деятельности, в которых более крупные поселения и более высокая плотность населения в целом. Основой их служат обычно доминирующие города, к которым стягиваются потоки товаров, сырья, людей, транспорта и коммуникаций [1]. Границы между регионами не так четки, как между странами: отсутствуют тарифы, квоты, иммиграционный контроль и другие барьеры для движения людей, товаров, капитала и технологий. Отсутствие межрегиональных барьеров ведет к тому, что большая часть потоков между районами не регистрируется, что ослабляет воздействие региональной политики. Усложняются и мероприятия по проверке нежелательных потоков. В то же время открытость ведет к тому, что объем межрайонных потоков, хотя и нерегистрируемых, оказывается гораздо больше, чем объем международных потоков для страны в целом.

В странах с федеративным устройством, где сферы деятельности федеральной и региональной власти четко разделены, экономическое развитие на макро- и региональном уровнях тесно связано. Индия относится к странам, имеющим федеративное устройство [2]. В ее конституции строго распределены вопросы экономического развития, относящиеся к юрисдикции центрального правительства и администрации штатов. Так, штаты полномочны рассматривать такие важные вопросы, как развитие (на своей территории) сельского хозяйства, а также землепользования, ирригации, рыболовства, торговли. Они наделены определенными полномочиями назначать и собирать местные налоги, помимо получаемой ими доли в федеральных налогах. Экономическое и социальное планирование отнесено к совместной компетенции центра и штатов, хотя в течение долгого времени оно осуществлялось на федеральном уровне.
 
Теория регионального роста. В качестве ключевой детерминанты теория регионального роста выделяет факторы межрайонной мобильности. В то же время модели регионального роста учитывают и эндогенные его факторы. Неоклассические модели регионального роста объединяют обе группы факторов. Учет в стандартной неоклассической модели национальной экономики [3-6] фактора открытости региональных систем приводит к заключению о возможности сближения среднедушевых показателей дохода в долгосрочной перспективе. Принимая ряд упрощающих предположений (полная занятость, развитая конкуренция, производство однородного товара, нулевые транспортные затраты; идентичные для всех районов производственные функции с эффектом масштаба, т.е. выигрышем от увеличения объемов производства, и убывающей отдачей факторов; фиксированное предложение рабочей силы и неизменность уровня технического прогресса; заработная плата, соответствующая предельному продукту труда, находящаяся в прямой зависимости от его капиталовооруженности, и в обратной – от величины прибыли как предельного продукта капитала), получаем, что высокая заработная плата должна сочетаться с низкой прибылью, и наоборот, для получения высокой прибыли капитал должен направляться в район с низкой заработной платой. При условии идентичных для всех регионов производственных функций это ведет к тому, что трудовые ресурсы перемещаются (мигрируют) из регионов с низкой заработной платой в регионы с высокой, а капитал – в противоположном направлении. Эти процессы продолжаются до тех пор, пока значения предельных факторных доходов в регионах не сравняются, что приведет к сближению региональных душевых доходов.

Если отказаться от вышепринятых предположений, то положение меняется: для преуспевающих регионов становится характерной растущая отдача ресурсов, например, более высокая капиталовооруженность несет с собой более высокие предельные доходы и для капитала, и для труда. Эти растущие доходы противостоят тенденции выравнивания, создаваемой миграцией. Наоборот, более высокий приток мигрантов в регион означает дополнительное предложение труда, позволяющее продолжать эксплуатацию растущих прибылей. Свой вклад в дальнейший рост заработной платы и прибыли более развитых регионов вносят и процессы роста спроса на их продукцию, развертывающиеся на национальном и глобальном уровнях.

Далее, если рынок капитала несовершенен, и предельная норма прибыли – из-за растущей отдачи, агломерационной экономии и более быстрого внедрения инноваций – оказывается выше именно в развитых районах, то выравнивающие потенции неоклассической модели также не могут проявиться. Ключевыми для регионального роста являются именно агломерационная экономия и причинно-следственная цепочка: инновации ® емкость рынка ® высокая производительность ® цены ® дифференциация доходов. Эффект масштаба и изменения в производственной функции оказываются более тесно связанными с инновационным процессом, чем непосредственно с ростом капиталовооруженности. Агломерационная экономия охватывает весь комплекс сил, которые побуждают фирмы, домашние хозяйства и государственные учреждения концентрироваться в пространстве.

Таким образом, пространственная организация ресурсов в экономике может заметно повысить их динамическую эффективность. Дополнительный рост может быть получен за счет внутрирегиональных факторов эффективности – путем поддержки благоприятных изменений в пространственной и социальной организации, таких как агломерация, изменения в системе расселения, накопление человеческого и социального капиталов, инвестиции, развитие транспортной сети, оптимизация распределения и др. Модель "ядро – периферия” [7] рассматривает региональную дивергенцию темпов роста в качестве характеристики 2-й фазы 4- фазной исторической последовательности развития. Эти четыре фазы таковы: доиндустриальное локализованное расселение; "ядро – периферия”; распространение развития на отдельные части периферии; развитие пространственно интегрированной системы взаимозависимых регионов. В этой модели важную роль играют отношения автономии – зависимости. Национальное пространство рассматривается как система, в которой распределение власти имеет тенденцию к неравенству, отражая доминирующие и устойчивые отношения неэквивалентного обмена между городами и регионами. Центральные районы сами распоряжаются своей судьбой; периферия, напротив, находится под контролем центра и зависит от него. Это порождает потоки ресурсов (капитала, труда и сырья) от периферии к центру, ускоряющие его рост, но замедляющие экономический рост периферийных районов. Миграция приводит к изменениям в системе расселения. Инвестиционные процессы определяют пространственную структуру экономической деятельности как в ядре, так и на периферии. Инновации (материальные, технологические, духовные и институциональные) приводят к изменениям социокультурных моделей. Процессы управления ведут к такой схеме отношений ветвей власти, в которой централизация политической и административной власти в ядре определяет политические, экономические и социальные процессы на предприятии. Экономическая активность (инвестиции) и модели расселения (миграция) определяют пространственную организацию экономики, а организация власти и социально-культурных систем соединяются в пространственную организацию модернизации. Эта модель обеспечивает новые возможности для анализа пространственной структуры и проблем развивающихся стран. Размещение хозяйственных объектов в развивающихся странах определяется не только экономической эффективностью, но и стремлением менеджеров иметь прямой доступ к центрам административной власти, чтобы получать от них заказы и иметь монопольные преимущества.

Различия в темпах роста между отдельными местоположениями и во времени определяются соотношением сил агломерации и взаимоотталкивания. Факторами концентрации являются агломерационная экономия, особые условия размещения и предпочтения местоположения. Агломерационная экономия – многомерное понятие, оно намного шире, чем понятие экономии масштаба, и является основным фактором концентрации (одной из мер агломерации может служить показатель стоимости земли). В составе агломерационной экономии выделяют эффект масштаба, локализационную и урбанизационную экономию (первая из них трактуется как внешний эффект концентрации данной отрасли, вторая – как выигрыш фирмы от соседства других видов экономической активности). Другой способ классификации – это разделение агломерационного эффекта на экономию домашних хозяйств, фирм и общественных учреждений. Агломерационная экономия домашних хозяйств представляет собой совокупность внешних эффектов пространственной концентрации населения в сфере потребления; выигрыш фирм связан, в основном, с эффектом той же концентрации на рынке труда. Экономия общественных учреждений бывает двух видов: эффект, получаемый фирмами и домохозяйствами непосредственно в сфере услуг, и дополнительный эффект выполнения крупными городами функций распространения инноваций и стимулирования развития – как внутри регионов, так и по вертикали городов.

Агломерационная экономия является основным фактором пространственной концентрации, поэтому удорожание производства и жизни в городах может замедлить или даже повернуть вспять процесс агломерации. С этой точки зрения издержки взаимодействия между хозяйственными субъектами выступают как фактор деконцентрации, а иммобильные факторы размещения (такие как предшествующее развитие городов и география природных ресурсов) – как факторы ее ограничения. В то же время наложение локационных предпочтений фирм в целом усиливает концентрацию. В некоторых районах существует точка зрения, согласно которой концентрация резко усиливается на этапе индустриализации, но затем начинается переток производства в другие регионы. В действительности эти процессы зависят от конкретного соотношения сил агломерации и отталкивания на каждом этапе развития.

Агломерационная экономия способствует техническому прогрессу и росту производительности, притягивает промышленность и капитал (снижая издержки и повышая прибыль), стимулирует решения о миграции и в целом внутрирайонную эффективность. Другой важной детерминантой регионального роста являются локационные предпочтения. Желание людей жить и размещать производство в определенном месте будет способствовать развитию этого региона и наоборот.

Локационные константы – суть фиксированные местоположения, действующие как фактор агломерации. Они включают местонахождения природных ресурсов (глубоководные гавани, месторождения полезных ископаемых, реки, плодородие почвы, и др.), города и транспортные узлы. Эти константы размещения объясняют пространственную структуру до начала развития. В то же время они многое объясняют в самом развитии и являются принципиальными ограничениями на рассредоточение экономической деятельности.

Идентификация факторов, способствующих активизации экономической деятельности в регионе, не только позволяет понять пространственные различия в темпах и уровнях развития, но и помогает выработать политику, направленную на ускорение регионального роста.

Региональное неравенство в историческом контексте. До получения Индией независимости в 1947 г. бόльшая часть страны почти 200 лет была колонией Великобритании (некоторые части северо-западной Индии – 100 лет). В колониальный период экономика страны была поставлена на службу интересам метрополии.

Политика колониальных правителей заключалась в извлечении максимума доходов в Индии, прежде всего в сельской местности, и в превращении ее в источник сырья и рынок сбыта для промышленных товаров, произведенных в Британии, однако в различных местах она проводилась по-разному. Это привело к формированию в регионах Индии трех типов землепользования, имевших важные последствия для дальнейшего развития сельского хозяйства, а также к неодинаковым процессам разрушения ремесел в результате импорта дешевых промышленных товаров из-за рубежа.

Введение системы заминдари в восточной Индии (Бенгалия) привело к возникновению паразитического класса сборщиков ренты, не заинтересованного в производительных инвестициях. Растущее бремя земельной ренты в сочетании с ростовщичеством привело к пауперизации крестьян и ремесленников. В областях, где были приняты системы райотвари (Бомбей и Мадрас) и махалвари (Пенджаб, Северо-Западная пограничная провинция), признавались бόльшие права крестьян на землю, механизм изъятия ренты был менее жестким, а в некоторых районах Большого Пенджаба конфискация земли у крестьян-должников и передача ее кредиторам были ограничены. Поэтому разрушительное воздействие этих двух систем проявилось в значительно меньшей мере.

Главным фактором роста регионального неравенства в развитии сельского хозяйства стала британская политика инвестиций. С 1860 по 1947 г. государственные вложения в систему ирригации составили 3,19 млрд. рупий. Бόльшая их часть (85,8%) направлялась в Пенджаб, Мадрас, Бомбей (включая Синд3) и в Объединенные провинции [8].

Разнообразие систем землепользования и неравенство в распределении государственных инвестиций в ирригацию явились источником существенных региональных различий в развитии сельского хозяйств. В Бенгалии4(область системы заминдари) площади под посевами сократились за период 1891-1895 – 1941-1945 гг. на 3,4% , а средний урожай с одного акра снизился на 12,9%. За это же время площадь под посевами увеличилась в Большом Пенджабе (включая Северо-Западную пограничную провинцию) на 51,7%, а урожаи выросли на 35,6%; в провинции Мадрас соответственно на 16,5 и 46% [9].

Процесс деиндустриализации Индии (упадка ремесел и кустарной промышленности), как и развитие сельского хозяйства, протекал в разных регионах неодинаковыми темпами. Гораздо быстрее он происходил на Востоке Индии, и европейский капитал, который там закрепился, фактически подчинил себе местных торговцев и финансистов. Местная промышленность столкнулась с сужением емкости внутреннего рынка и с жесткой конкуренцией импортных товаров. Иначе обстояло дело в провинциях Бомбей и Мадрас, где ремесленники и мелкие предприятия промышленности сопротивлялись разрушению. В результате спрос на местную промышленную продукцию не был подавлен. Что касается Пенджаба, то он характеризовался не только более высоким уровнем развития сельскохозяйственного производства, но и более выгодным (относительно спроса на продукцию) расположением. Разместившиеся здесь армейские базы и военные городки способствовали развитию многих мелких предприятий. Спрос на их продукцию расширялся, несмотря на то, что в Пенджабе не было крупных городов, сравнимых с Бомбеем, Калькуттой или Мадрасом.

Разразившиеся в Европе мировые войны и запрет на ввоз промышленных товаров в Индию придали импульс развитию промышленности в Бомбее и Мадрасе – к этому времени в них уже сложился класс местных капиталистов и финансистов. В этом смысле индустриализация в Индии началась еще при англичанах, хотя и ограничивалась, в основном, производством потребительских товаров. В региональном аспекте, промышленность продолжала развиваться на периферии, в портовых анклавах Мадраса, Бенгалии и Бомбея. Структура промышленности оставалась облегченной и неравновесной. Несмотря на широкое развитие сети железных дорог и возникновение индустриальных центров, в стране практически отсутствовало производство инвестиционных товаров. Более того, отрасли промышленности по существу были относительно автономны по отношению к экономике страны в целом. Это был жестко концентрированный рост, почти не выходивший за пределы небольшого числа городских агломераций. В 1948 г. всего на три штата – Бомбей, Мадрас и Бенгалию – приходилось 76,7% промышленных рабочих, 77 – общего объема промышленной продукции, 82,2 – продукции машиностроения и электротехники и 87,2% продукции химии [9].
В провинциях и штатах, богатых минеральными ресурсами, – Бихаре, Ориссе и Центральных провинциях, – промышленность практически не развивалась, что, безусловно, указывало на ограниченное использование природных ресурсов.

Таким образом, накануне получения Индией независимости существовала значительная региональная несбалансированность: промышленные центры появились только в портовых анклавах и немногих узловых пунктах внутри страны. Сельское хозяйство находилось практически в состоянии застоя. Только в Большом Пенджабе и Мадрасе наблюдался рост урожайности и посевных площадей. В результате провинция Мадрас демонстрировала прогресс как в промышленности, так и сельском хозяйстве, Пенджаб – только в сельском хозяйстве. В целом же экономика – при сильной дифференциации между районами – оставалась колониальной и отсталой.

После обретения независимости экономика Индии превратилась из застойной, какой она была в первой половине XX века, в динамично развивающуюся. Была принята система плановой экономики, дополненная механизмами контроля и регулирования, например системой лицензирования. Для перераспределения ресурсов в пользу отсталых штатов плановой комиссией и различными финансовыми органами был придан высокий вес показателю бедности.

В институциональной сфере самой важной переменой стали земельные реформы. Они проводились в 50-е годы в разных штатах, но имели общую цель – наладить прямую связь между крестьянами и администрацией штатов. Реформы устанавливали запреты на посредничество (ликвидация системы заминдари), верхний предел размера собственности на землю, предусматривали защиту арендаторов от повышения арендной платы и выселения. Земельные реформы подкреплялись программами общинного развития и предоставлением земледельцам кооперативных кредитов. Были реализованы также программы государственных инвестиций в ирригацию, осушение земель, контроль наводнений и восстановление почвенного плодородия. В начале 60-х годов в некоторых районах Индии были приняты программы внедрения новых сельскохозяйственных технологий, осуществление которых привело в отдельных штатах к "зеленой революции”.

Что касается уровня регионального дохода на душу населения, то начиная с 1950-1951 гг. лидерство по этому показателю сохраняют Пенджаб, Харьяна, Гуджарат и Махараштра. Вместе с тем три штата – Бихар, Орисса и Мадхья-Прадеш – оставались в течение периода 1950-1951-1996-1997 гг. в группе с самым низким доходом. Западная Бенгалия с 1-го места по душевому доходу в начале периода переместилась на 5-е в 1970-1971 и 1980-1981 гг., а затем вообще перешла в группу штатов со средним доходом. И наоборот, Тамилнад, который в 1950-1951 гг. был одним из штатов с низким доходом, в 1990-1991 и 1996-1997 гг. попал в группу с высоким. Повысил свой рейтинг Раджастхан; понизили – Уттар-Прадеш и Джамму и Кашмир.

В абсолютном выражении разрыв между штатами с высоким и низким доходами за период 1970-1971 – 1996-1997 гг. увеличился. При этом если в штатах с высоким доходом – Пенджабе, Харьяне и Махараштре – рост душевого дохода опережал до 1980-1981 гг. рост национального дохода на душу населения, то в штатах с низким доходом – Бихаре, Ориссе и Мадхья-Прадеш – снижение этого соотношения продолжается и сейчас. В результате различия между штатами Индии по душевому доходу продолжают расти
 
 
Категория: Индия | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009