"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

16.01.2018 Вторник 12:09

Главная » Файлы » Как мы живем » Экономика культуры

ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ: ЗАТРАТЫ ИЛИ ИНВЕСТИЦИИ

Российское государство всё более склонно считать этот вопрос риторическим.

 

Будущее нашей культуры закладывается сегодня. Эта фраза на первый взгляд кажется бесспорной. Но на нее можно возразить, что будущее культуры заложено в далеком прошлом. И это тоже будет правдой.


При этом абсолютно точно можно констатировать, что системно и на постоянной основе вопросами культурного развития общество и государство начинают заниматься лишь в периоды относительно благополучного развития. Сегодня и в российском обществе, и во власти зреет понимание того, что культура прямо и непосредственно влияет на экономический потенциал страны. Накануне нового российского праздника — Дня работника культуры — об этом шла речь на встрече известных артистов, музыкантов, писателей, художников и руководителей творческих союзов с Председателем Государственной Думы Борисом Грызловым.


«Культура — это безопасность страны, — заявил на встрече Никита Михалков. — Мы теряем безопасность государства. Вкладывание денег в культуру — это экономия в гигантских масштабах. Культурные люди, в которых вложены деньги, эти деньги вернут своим трудом, жизнью и деятельностью в своей стране». Борис Грызлов, выступая на съезде «Единой России», вторил Михалкову: «Культура — это стратегическая безопасность. Теряя культуру, мы теряем поколение, теряем безопасность государства».


И хотя культура не объявлена в качестве еще одного национального проекта, к деятелям культуры все больше прислушиваются. Слова о том, что настало время заняться осмысленным развитием именно этой сферы, все чаще звучат из уст государственных деятелей. И не только накануне важных дат.


Так, на предшествовавшем недавнему съезду «Единой России» форуме «Стратегия-2020» одна из секций носила название «Современное искусство: новые времена, новые перспективы». Приглашенных деятелей культуры и искусства спросили: что должно делать государство для поддержки искусства? Большинство деятелей были единодушны — государство должно выделять больше денег. Однако все не так просто. Как государству определить, на что стоит дать денег, а на что нет? Как измерить степень таланта? И кто должен это решать? Чиновники? Или все-таки профессионалы в сфере культуры? На каких условиях могут быть созданы экспертные советы? На эти вопросы пока ответов нет.


Есть и другая проблема. Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» гласит, что государственные средства объемом более 60 тысяч рублей распределяются только путем проведения тендера или конкурса. С помощью тендера государство имеет возможность закупать самый дешевый товар на рынке. Это значит, что театр для постановки пьесы обязан выбрать режиссера, который обязуется реализовать проект за меньшие деньги. Актеры будут выбраны те, которые потребуют меньший гонорар. Костюмы для актеров будет шить организация, которая предложит самые низкие цены, — вряд ли в этом случае тендер выиграет профессиональный художник по костюмам.


К сожалению, этот закон абсолютно не учитывает специфику и потребности сферы культуры. Как заявил в одном из интервью министр культуры Александр Соколов, «учреждения культуры должны иметь право выбора специалиста, которому можно соответствующую задачу доверить. Когда театр приглашает режиссера на постановку, он выбирает не того, кто дешевле стоит, а того, кто может создать неповторимое произведение искусства — а это стоит больших денег!» Понимание проблемы в Правительстве есть — дело за законодателями.


Думский комитет по культуре анонсировал, что в следующем году будет принят новый закон «О культуре». Прежний, принятый еще в 90-е годы, прописывал гарантии государства, льготы и преференции для творческих союзов и работников. Какие нормы будет содержать новый закон — пока загадка. Да и заложены ли в нем возможности улучшения финансирования отрасли, тоже не ясно. Скорее всего нет. Так, по сведениям министра Соколова, в 2009 году доля финансирования культуры от общего бюджета впервые упала до уровня ниже одного процента. Минфин объясняет снижение финансирования тем, что завершается реставрация в Большом и Мариинском театрах. В 2008 году на культуру отводится 87,5 миллиарда рублей, в 2009-м чуть более 77 миллиардов, в 2010 году — чуть менее 73 миллиардов, т.е. меньше, чем в 2007 году. Если учесть высокую инфляцию, то ситуация еще менее радостная.


Однако на уже упомянутой встрече накануне Дня работника культуры Председатель Государственной Думы Борис Грызлов пообещал удвоить расходы бюджета в сфере культуры за четыре года. Грызлов признал, что заработная плата в области культуры составляет примерно 50 процентов от средней заработной платы по стране. Но пообещал, что к 2011 году зарплаты творческих работников достигнут уровня выше среднего.


Ясно, что одного увеличения зарплат явно недостаточно. У российской культуры пока слаба элементарная инфраструктура: мало современных библиотек, книжных магазинов, театров и кинотеатров. Известно, что ежегодно в России издается более 100 тысяч наименований книг. Но не секрет, что распространяются они в основном в крупных городах. Открывать книжные магазины в глубинке просто невыгодно. Выход — развивать библиотечную сеть.


По инициативе Владимира Путина, для развития библиотечного дела из федерального бюджета выделены серьезные средства. Уже началась работа по созданию сети библиотек ХХI века, которые будут хранить фонды на электронных носителях. Каждая областная библиотека в соответствии с проектом будет иметь высокоскоростной сетевой доступ в три главные библиотеки страны: Российскую государственную библиотеку в Москве, Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге и Президентскую библиотеку им. Бориса Ельцина, которая была создана по инициативе Владимира Путина.


На пополнение фондов сельских библиотек в нынешнем году выделено 300 млн рублей, в будущем — 450, в 2010-м — 1 млрд 150 млн. Кроме того, в планах Министерства культуры организовать на селе передвижные библиобусы и автоклубы. Они должны помочь жителям сел, в которых нет возможности построить стационарные библиотеки и клубы.


Сложнее с кинотеатрами. На какие фильмы пойдут, скажем, представители аудитории канала ТНТ? Вопрос, в общем, риторический. Так, Александр Солженицын еще в 90-м году писал: «Исторический Железный Занавес отлично защищал нашу страну ото всего хорошего, что есть на Западе: от гражданской нестесненности, уважения к личности, разнообразия личной деятельности, от всеобщего благосостояния, от благотворительных движений, — но тот Занавес не доходил до самого-самого низу, и туда подтекала навозная жижа распущенной опустившейся «поп-масс-культуры», вульгарнейших мод и издержек публичности. […] И наше нынешнее телевидение услужливо разносит те нечистые потоки по всей стране». К сожалению, Александр Исаевич может повторить это и 18 лет спустя.


Поставим вопрос с другой стороны: где интеллектуальная публика может посмотреть интеллектуальные фильмы? Фильм «Возвращение» Андрея Звягинцева (нашумевший победитель Венецианского фестиваля) даже в Москве показывали всего три кинотеатра. Главное объяснение их владельцев — недостаточно кассовый фильм.


Но режиссер Алексей Герман не теряет оптимизма. Признавая отсутствие интереса широкой публики к интеллектуальному кино, он считает, что «чем больше критическая масса этого кино, тем больше будет просачиваться в общество». На форуме «Стратегия-2020» он заявил, что в России сейчас много талантливых молодых режиссеров. «Произошел колоссальный прорыв, которого нет в Европе. Как ни странно, это благодаря Министерству культуры. В Европе мы с большим трудом нашли бы деньги. Через пять—десять лет мы получим великое русское кино», — уверен он.


И новую великую русскую культуру — так хочется добавить за Алексея Германа. И хотя, к сожалению, слова Солженицына сейчас архиактуальны, однако невозможно не замечать, что культура в России становится «национальным проектом». Если пока не де-юре, так уж точно де-факто. А значит, мы можем надеяться, что через 10—12 лет увидим российскую культуру возрожденной. И тогда, хочется верить, у ряда ныне популярных российских каналов и передач, задающих сегодня образцы самого низкого вкуса, аудитория и «рейтинги» испарятся сами по себе.

 

«Парламентская газета»

 
 
 
Категория: Экономика культуры | Добавил: Админн
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009