"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

23.04.2024 Вторник 22:26

Главная » Файлы » Кулуары власти » В министерстве образования и науки

АНДРЕЙ ФУРСЕНКО: НАША ЗАДАЧА - ДОБИТЬСЯ ОСОЗНАНИЯ ВСЕМИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕЗУЛЬТАТ

2009 год оказался для Министерства образования и науки чрезвычайно насыщенным и сложным. Впервые в национальном масштабе был организован единый госэказмен, прошел конкурс среди вузов на получение статуса национальных исследовательских университетов, сформирован пул федеральных университетов. Сейчас приняты все принципиальные решения, необходимые для качественного подъема образования, осталось добиться ответственного выполнения поставленных задач со стороны всех участников образовательного процесса.

Время перемен

Необходимость реформ в образовании вообще, и в высшей школе в частности, является императивом, который определён целым рядом причин. В первую очередь эта необходимость обусловлена изменениями, постоянно происходящими во всех сферах жизни, вновь возникающими вызовами как глобального, так и локального характера. Безусловно, образование и наука должны соответствовать своему времени, а иногда и опережать его. Это требование стало ещё более актуальным после того, как разразился мировой экономический кризис. Очевидно, что жизнь после выхода из кризиса никогда не будет такой, какой она была до него. Для того, чтобы наша страна ушла от однонаправленной экономики, стала конкурентоспособной, требуются инновационные решения, базирующиеся на оригинальных научных идеях и реализуемые высококвалифицированными специалистами.

Недостаток таких специалистов сегодня и неготовность высшей школы восполнять это недостаток в среднесрочной перспективе связаны не только с устаревшими и плохо сформулированными запросами работодателей, но и с особенностями демографического развития нашей страны. В ближайшие годы количество людей, которые будут учиться в вузах, радикальным образом уменьшится. Это вызвано и резким сокращением количества выпускников школ, и удовлетворением отложенного спроса на высшее образование, который имел место с 90-х годов. Если сегодня в стране 7,5 млн. студентов, то, по нашим ожиданиям, через 3-4 года их будет не более 4 млн.

Ещё одной причиной неэффективности университетского образования является то, что высшая школа не только в России, но и по всему миру, продолжает использовать сложившуюся 250 лет назад лекционно-семинарскую модель преподавания. Но, если в те времена университетское образование было элитным, и получало его очень небольшое количество людей, то сегодня высшее образование становится всеобщим, и это особенно характерно для России. Поэтому применяемые модели, подходы и технологии должны учитывать современную действительность.

Ещё 30-40 лет назад в нашей стране высшее образование было признаком, с одной стороны, достаточно высокого социального статуса, а, с другой, - свидетельствовало о сильной тяге к знаниям у тех, кто выбирал для себя этот путь. Сегодня сохраняется устойчивое требование, чтобы образование продолжало давать особый статус. Общество требует высокого качества образования, но при этом очень многие надеются, что улучшение качества произойдёт само по себе или, в крайнем случае, за счёт удачных административных решений. Задача заключается в том, чтобы добиться осознания всеми - и теми, кто учится, и теми, кто учит, и теми, кто ждёт обученных людей для включения их в трудовой процесс, - ответственности за полученный результат.

Преимущества конкуренции

Положительные изменения уже есть. Сегодня уровень общественного интереса к образованию гораздо выше, чем было несколько лет назад. Причём повысилось и качество обсуждения - оно стало более квалифицированным. Отчасти это связано с тем, что уже многое удалось сделать.

Мы ввели новую систему оценки знаний ребят, которые заканчивают школу - единый государственный экзамен. Очевидно, что использование этого инструмента дало нам во много раз больше информации о том, какие знания ребята реально получают в школе, как они подготовлены, куда идут после окончания. Одновременно изменились правила приёма в вузы. Сегодня новые правила становятся едиными, прозрачными и понятными для всего общества. При этом с самого начала единый госэкзамен не рассматривался как единственный инструмент для проверки знаний учащихся. Например, в этом году только по результатам предметных олимпиад в вузы было принято более 6% студентов.

Эффектом введения новых правил стала реальная конкуренция вузов за выпускников школ, которые могут и хотят учиться. Единый госэкзамен сделал ребят гораздо более мобильными. Сегодня не только вуз выбирает себе студента, но и студент выбирает себе вуз. При этом очевидно, что конкуренция за выпускников будет становиться всё более и более жёсткой. Это в том числе связано и с осуществляемым переходом на систему, при которой финансирование вузов зависит от того, насколько они привлекательны для студентов. На это направлена и система образовательного кредитования, когда студент, обучаясь на платной основе, несёт в вуз деньги, полученные по кредитному договору, и система выделения бюджетных мест, которая наверняка будет в недалёком будущем реорганизована. На сегодняшний день количество бюджетных мест жёстко коррелирует с запросами экономики, а финансирование вузов - с количеством бюджетников. Следующим шагом должна стать более тесная привязка выделения средств к студенту (по аналогии с нормативно-подушевым финансированием в школах). При этом государство должно оставить за собой право регулировать количество финансируемых бюджетных мест по той или иной специальности. Это означает, что право поступать на бюджетные места должны предоставляться тем, кто продемонстрировал хорошие знания в ходе сдачи единого госэкзамена или участия в школьных олимпиадах. Если у абитуриента хорошие оценки, то он может сам определить, куда ему принести бюджетные деньги. Но при этом все абитуриенты не могут пойти учиться, например, на информационные технологии. Количество специалистов, которых должны готовить за бюджетные деньги на информационных технологиях, должно соответствовать нуждам экономики.

Сетевая структура

Новые широкие возможности, предоставленные ребятам, будут поддержаны развитием инфраструктуры. В частности, планируется строительство общежитий и домов для преподавательского состава. Причём такие мероприятия прежде всего должны коснуться тех вузов, которые показывают наилучшие результаты при подготовке специалистов, имеют инновационные программы развития. Однозначно необходимо учитывать и геополитические интересы России, то есть инфраструктура должна создаваться в важнейших для развития регионах: в Сибири, на Дальнем Востоке, на Севере, на Юге. Сосредоточение в двух-трёх столичных городах основной части ведущих университетов не только неэффективно и экономически невыгодно, но и опасно с точки зрения стратегического развития страны. Мы должны формировать сильные учебные заведения в разных российских регионах, чтобы ребята не уезжали, а оставались у себя дома. Более того, нужно стремиться, чтобы возникал обратный переток и талантливые студенты ехали учиться, а затем оставались работать в регионах, имеющих наилучшие перспективы развития.

Решение этой задачи должно быть обеспечено в рамках создаваемой сейчас новой структуры высшей школы. Первый шаг уже сделан в рамках национального проекта "Образование", когда были поддержаны лучшие программы развития целого ряда вузов. При этом университетов, которые претендовали на роль лидера, было гораздо больше, чем победителей. Каждый из претендентов разработал программу развития, оценил свои силы и сформулировал цели, к которым он стремится. Победители, получив финансовую поддержку, причём не самую большую - за 3 года в эту сферу дополнительно было вложено чуть более 1 млрд. долларов - совершили по приоритетным направлениям скачок в 10-15 лет. Произошло переоборудование лабораторий, переподготовка преподавателей, разработка новых образовательных и научных программ. Не менее важно, что те, кто не стал победителями, равняясь на лидеров, начали реализовывать свои программы. Опыт показал, что ставка на сильнейших, т.е. на лучшие университеты, соответствующие высоким международным стандартам, конкурентоспособных как в научной сфере, так и на мировом рынке образовательных услуг, себя полностью оправдывает. Результатом уже стал уход от уравниловки. Именно поэтому было принято решение о дальнейшем развитии такого подхода.

Сегодня мы можем предложить сетевую структуру высшей школы, которая, на наш взгляд, будет более эффективна, чем существующая. Это, во-первых, два наших главных университета, которые являются в каком-то смысле визитной карточкой высшего образования в России - Московский и Санкт-Петербургский.

Во-вторых, это Федеральные университеты, которые обеспечивают геополитическое и инновационное развитие страны, регионов, отдельных отраслей и крупных инвестиционных проектов. Два первых Федеральных университета были созданы в рамках Национального проекта "Образование" - это Сибирский и Южный федеральные университеты. Их деятельность показала, что концентрация образовательных ресурсов, интеграция науки и образования обеспечили начало качественной перестройки высшей школы в этих регионах. Сегодня к двум существующим добавились ещё 5 Федеральных университетов - Северный, Приволжский, Уральский, Дальневосточный, Северо-Восточный. Вероятно, ещё несколько университетов с таким же статусом будет создано по мере разработок программ социально-экономического развития регионов.

В-третьих, это 14 национальных исследовательских университетов, выбранных на конкурсной основе. В их отборе принимали участие представители науки, бизнеса и исполнительной власти. В процессе развития и таких университетов должно стать больше, но вряд ли их количество может превысить несколько десятков. Национальные исследовательские университеты призваны обеспечить создание мощных научно-образовательных кластеров, которые были бы конкурентоспособными не только на российском, но и на международном уровне.

Главное - качество

Хочу подчеркнуть, большинство Федеральных и национальных исследовательских университетов находятся в регионах. Согласно объективной экспертной оценке, на сегодняшний день несколько региональных вузов являются вполне конкурентоспособными, а в каких-то отношениях превосходят столичные вузы. Это подтверждают и результаты поступления этого года - средний балл поступивших в сибирские вузы был сопоставим со столичными показателями. Следовательно, студенты и их родители реагируют на качество обучения и соответствующим образом принимают решения.

Выделенные группы вузов не могут быть застывшими. С одной стороны, вузы могут быть лишены присвоенного статуса, если взятые обязательства не будут выполнены, с другой, - любой университет страны должен иметь возможность стать, например, национальным исследовательским по результатам своей деятельности. Не менее важна начатая сегодня работа с аутсайдерами, которые в силу объективных или субъективных причин не могут обеспечить должный уровень подготовки студентов. Последние будут реорганизованы или присоединены к сильным вузам в качестве филиалов или структурных подразделений. При этом большая ответственность за успешное развитие лежит на руководителях учебных заведений, и требования к ним уже сегодня должны предъявляться самые высокие. Строго говоря, именно от них зависит, сохранится тот или иной вуз или будет реорганизован. Очевидно, что темпы этой реорганизации не должны быть слишком высокими, чтобы у студентов была возможность завершить обучение, а у преподавателей найти новую работу.

Формирование компетенций

В зависимости от полученного опыта мы будем осуществлять постоянную корректировку преобразований, сохраняя главный вектор - качественное улучшение высшей школы для развития инновационной экономики.

Такое улучшение невозможно без содержательных изменений образования, которые, с одной стороны, должны соответствовать требованиям развития общества, а, с другой стороны, - использовать в полной мере новые технологии. В отличие от недавних времен, когда нужную книгу человек мог получить только в библиотеке, а источником знаний были в первую очередь лекции и семинарские занятия, сегодня студенты имеют неограниченный доступ к информации. Всё в большей степени электронные библиотеки дополняют традиционные. Причём в них можно найти не только необходимый материал, но и прослушать лекции ведущих российских и иностранных профессоров, посмотреть их мастер-классы, получить доступ к самым лучшим электронным базам данных. В таких условиях роль преподавателя определённо меняется. Современные преподаватели - это, с одной стороны, методологи, то есть те, кто может объяснить учащимся каким образом получить информацию и как её использовать, а, с другой, - действующие научные работники и специалисты-практики, которые в ходе совместной работы дают студентам новые знания и компетентности.

Компетентностный подход стал востребованным сегодня в гораздо большей степени. Студентам, молодым специалистам нужен не просто набор знаний, а умение их использовать. Соответствующий опыт в нашей стране есть. Это и заводы-ВТУЗы, где обучение перемежалось с достаточно серьезной практической работой студентов. Это и методология подготовки физтеха, которая реализовывалась не только в МФТИ. Студенты, получив на первых курсах достаточно серьёзную фундаментальную подготовку, затем оставшуюся часть обучения проходили в базовых лабораториях, где приобретали практические навыки, участвуя в исследованиях и внедрении научных разработок.

Уже сегодня целый ряд корпораций, осознающих перспективы скорой нехватки квалифицированных работников, заявили о вхождении в образовательный процесс. В этой связи интересен опыт КАМАЗа, ряда авиационных заводов и КБ, крупнейших нефте- и газодобывающих компаний, предприятий транспортной отрасли. С другой стороны, закон об интеграции науки и образования создал дополнительные возможности для сотрудничества вузов и академических НИИ, убрал искусственные преграды на этом пути, способствовал созданию новых структур, в том числе академических вузов.

Понятно, что методики обучения должны различаться в случае, когда человек готовится к тому, чтобы заниматься научно - педагогической работой, и в случае ориентации на практическую деятельность. Для первого варианта, при наличии у ребят высокой мотивации к учёбе, к занятию наукой, - должна превалировать фундаментальная составляющая. Для второго, когда ребята нацелены на успех в бизнесе, в производстве, в социальной сфере, - на первый план выходит обучение практическим навыкам. При этом крайне важно, чтобы выбор делался самими студентами. Переход на уровневую систему позволяет молодому человеку в большей степени управлять своей образовательной траекторией, определять на каждом этапе своё развитие. Далеко не всегда 17-18 летний молодой человек точно знает, кем он хочет стать. Базовое фундаментальное образование - есть то, на основе чего он может решить, куда идти дальше. Поэтому и уровневая система образования, и новые образовательные стандарты направлены на то, чтобы не создавать жёсткие рамки, а сохранить свободу выбора на различных этапах. Это особенно актуально в условиях быстрого изменения жизни, когда необходимым становится переход от обучения на всю жизнь к обучению в течение всей жизни.

Сегодняшний этап развития высшей школы характеризуется тем, что все принципиальные решения, необходимые для качественного развития, уже приняты: сформулирована нормативно-законодательная база, успешно реализованы пилотные проекты, позволившие отработать целый ряд системных решений, выделена группа вузов-лидеров, заинтересованных в реализации новых подходов. Поэтому подчеркну ещё раз: успех реформ в нашем образовании будет в полной мере определяться тем, насколько ответственно все вовлечённые стороны подойдут к решению сформулированных руководством страны задач.

«Ведомости»

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Категория: В министерстве образования и науки | Добавил: Админн
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009