"Деловой Мир" - голос российского предпринимательства        

Главная   |   О нас   |   Связь   |   Архив
Учрежден консорциумом "Деловой Мир" в 1990 году
Цитата дня
«Говоря «свободный рынок», мы шутим. Мы понимаем, что свободный рынок — это нонсенс. Мы знаем, как это делается, чтобы играть системой, чтобы разрушить рынок, или, по крайней мере, чтобы найти кого-то, кто заплатит вам много денег, потому что поверит, что дают бесплатный обед. Мы знаем, что в этом случае идет разговор о власти, что это такая игра без ограничений для взрослых. Мы согласны с Мао, что политическая исходит из дула пистолета».

Ron Bloom — «Царь» промышленности США

 
Наш партнер
Транскопи

 
Дух времени

 
Об этом говорят

 
Кулуары власти
В Совете Федерации
В Госдуме
В министерстве здравоохранения и социального развития
В министерстве культуры
В министерстве образования и науки
В министерстве промышленности и торговли
В министерстве регионального развития
В Министерстве связи и массовых комуникации
В министерстве сельского хозяйства
В министерстве транспорта
В министерстве финансов
В министерстве экономического развития
В министерстве энергетики
В федеральной налоговой службе

 
Экономика России

 
Госкорпорации

 
Ресурсы России

 
Третье сословие

 
Сделанно в России

 
Как мы живем

 
Проекты для России

 
Юриста вызывали?

 
Болевая точка

 
«Vox Populi»

 
Реклама

 
Arivera

 
Punj Lloyd

 
Escorts

 
 
 
      Деловой мир

21.05.2018 Понедельник 06:04

Главная » Файлы » Экономика России » Авиапром

АМЕРИКАНСКИЙ "ОРЁЛ" ПРОТИВ МИГОВ И СУ -2
О ФАКТОРАХ БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Анализ причин «недоразумения» учений «Коуп Индия-2004», выразившегося в успехе применения истребителей МиГ-21 «Бизон» индийских ВВС против истребителей F-15С 3-го авиакрыла ВВС США, будет неполным, если не коснуться еще некоторых факторов, определяющих оценку боевой эффективности истребителя. Это оперативно-тактическое мастерство, летная подготовка пилотов и вообще профессионализм всего военного персонала авиационной боевой системы, в рамках которой проводится оценка боевой эффективности конкретных истребителей.

Очевидно, что эти факторы, весьма трудно воспроизводимые в имитационных исследованиях, всегда в явном виде присутствуют при проведении боевых учений. Присутствие данных факторов (как это стало известно позднее, после придания гласности некоторых подробностей) имело место и на учениях «Коуп Индия-2004». Это касается прежде всего оперативно-тактических аспектов проведения учений, начиная с их подготовки.

Так, согласно разъяснениям командира 3-го авиакрыла ВВС США полковника М.Снодграсса, появившимся в бюллетене ВВС США Inside the Air Force, по настоянию индийской стороны потолок ведения воздушных боев был ограничен средними высотами. Это ограничение, как потом оказалось, имело для американцев тяжелые последствия. Ведь если на больших высотах дальность пуска ракеты AMRAAM, которыми были вооружены истребители F-15C, составляет более 60 км (а на очень больших – более 100 км), то на средних высотах она снижается до 30–35 км. Что, естественно, ведет к уменьшению времени упреждения противника в применении оружия, делая комплексную оценку боевой эффективности истребителей более чувствительной к его возможностям ведения ближнего боя.

«Загнав» своего противника на средние высоты, участники учений со стороны индийских ВВС лишили американцев возможности использовать хорошо отработанную ими тактику ведения боевых действий, рожденную в специальных исследованиях по совершенствованию технологии боевых действий.

Однако было бы неправильным упомянуть только об ограничениях высоты полетов, говоря об оперативно-тактических аспектах, проявившихся в ходе учений «Коуп Индия-2004» при сравнительной оценке боевой эффективности истребителей американских и индийских ВВС. По признанию капитана М.Сноудена, отвечавшего в 3-м авиакрыле ВВС США за тактическую подготовку летного состава, «общее удивление вызвало то, что вместо традиционного стиля ведения боевых действий «красных», представление о котором сформировалось в годы холодной войны, индийская сторона продемонстрировала в учениях большую гибкость планирования боевых задач и разнообразие тактик их исполнения. Индийские штабные офицеры никогда не планировали повторение оперативно-тактических приемов, к которым их противник сумел адаптироваться, а командиры летных эскадрилий, участвовавших в маневрах, стремились всячески разнообразить тактические приемы своих действий при выполнении поставленных им боевых задач».

Можно сказать, что впервые «затрещала по всем швам» хорошо изученная в начале 1990-х годов исследовательской корпорацией RAND концепция оперативно-тактического использования боевой авиации (CONOPS) «красных». Правда, «красными», неприятно поразивших американцев своими особенностями CONOPS оказались не российские, а индийские ВВС. По признанию М.Сноудена, «американские участники учений ничем не смогли удивить в плане оперативно-тактического мастерства своих индийских коллег».

И, может быть, в этом заключается один из факторов, определивших по итогам учений «Коуп Индия-2004» боевую эффективность истребителей ВВС Индии, которая для истребителя Су-30МКИ, если исходить из некоторых заявлений американцев, соответствовала коэффициенту побед 3:1. А это более чем в три раза выше того показателя, который в свое время установили специалисты британского агентства DERA для подобного истребителя при его сравнении с истребителем F-15C по результатам своих имитационных исследований. Учитывая ограниченность, которая отличает имитационные исследования от боевых учений в части моделирования фактора оперативно-тактического мастерства и летной подготовки, характеризующего ту боевую систему, в рамках которой проводится оценка боевой эффективности конкретного истребителя, отмеченное повышение коэффициента побед Су-30МКИ над истребителем F-15C можно отнести на счет именно этого фактора.

Возможно, подобная мысль посетила при разборе итогов боевых учений «Коуп Индия-2004» и представителей командования ВВС США. Во всяком случае, добившись от индийской стороны повторения проведенных учений уже с участием истребителей Су-30МКИ, американцы предложили еще и новую их постановку. Если основным содержанием боевых учений «Коуп Индия-2004» было имитирование воздушных боев между истребителями индийских и американских ВВС, то в учениях «Коуп Индия-2005», состоявшихся в конце 2005 года на авиабазе Калейкунда индийских ВВС, этим содержанием стало имитирование боевых действий друг против друга двух смешанных групп самолетов, состоящих из истребителей военно-воздушных сил двух стран.

В состав каждой группы включался также самолет радиолокационного дозора и наведения Е-3 «Сентри» ВВС США, что создавало замкнутую в информационном отношении авиационную боевую систему, подобную тем, появление которых в современной практике ведения боевых действий обусловлено использованием технологии ЦСУ. Отличием боевых учений «Коуп Индия-2005» от маневров «Коуп Индия-2004» стало и то, что с американской стороны в этот раз были представлены истребители F-16C, переброшенные для этого в Индию с одной из авиабаз Японии. С индийской стороны в учениях были задействованы истребители Су-30МКИ, дополненные небольшой группой истребителей МиГ-21 «Бизон».

Очевидно, что, принимая участие в учениях «Коуп Индия-2005», американцы не только хотели реализовать свою давнюю мечту – «прощупать» истребитель Су-30МКИ в части его боевых свойств. Они задались целью определить и возможности, которыми обладают ВВС Индии в части реализации этих свойств в боевых действиях истребительной авиации. Для этого и была устроена проверка интероперабельности Су-30МКИ, то есть его совместимости (прежде всего в информационном отношении) с типичной авиационной боевой системой тактической авиации ВВС США.

По результатам данной проверки возникли очередные «недоразумения». Например, использование смешанных групп истребителей из машин американских и индийских ВВС, информационно взаимосвязанных в единую боевую систему за счет включения в эти группы еще и самолета радиолокационного дозора и наведения Е-3 «Сентри», позволило индийским летчикам более многогранно продемонстрировать свою оперативно-тактическую подготовку. Один из операторов системы наблюдения американской крылатой машины ДРЛО не смог удержаться от признания, что «в большинстве случаев индийские пилоты реагировали на информационное целеуказание, передаваемое с борта самолета Е-3 «Сентри» быстрее, чем это делали американские летчики, – факт, который у всех вызвал крайнее удивление». БЛИЖНИЙ ВОЗДУШНЫЙ БОЙ И СВЕРХМАНЕВРЕННОСТЬ
Чтобы не создать впечатления, будто фактор оперативно-тактического мастерства и летной подготовки в оценке боевой эффективности истребителя в рамках авиационной боевой системы проявляется только в ходе ведения дальнего ракетного боя за пределами визуальной видимости, приведем впечатления еще некоторых непосредственных участников учений «Коуп Индия-2005».

В частности, капитан М.Мени, один из пилотов истребителей F-16C, принимавших участие в учениях, после их завершения констатировал: «Су-30МКИ – уникальный боевой самолет. Он обладает чрезвычайно высокой маневренностью, а она в значительной степени определяет боевую эффективность в ближнем воздушном бою». Другой американский участник воздушных боев, прошедших в рамках маневров «Коуп Индия-2005», пожелавший сохранить анонимность, даже три года спустя не мог удержаться от лестных отзывов в адрес индийских летчиков, пилотировавших истребители МиГ-21 «Бизон»: «Они успешно применяли в ближнем воздушном бою тактический прием «Ножницы», пользуясь способностью своих самолетов сохранять устойчивый полет на скорости всего 200 км/ч, а затем резко уйти вверх под 60? с высоты 3000 м на 6000 м».

К сожалению, это не конкретные оценки боевой эффективности, выраженные коэффициентом побед в воздушном бою. Для ближнего воздушного боя такие оценки практически отсутствуют в результатах проведенных учений. Что связано, по-видимому, с гораздо большей зависимостью исхода ближнего маневренного боя, по сравнению с боем дальним ракетным за пределами визуальной видимости, от фактора оперативно-тактического мастерства и летной подготовки. То есть того «человеческого фактора», который в отличие от технических характеристик боевых самолетов является величиной весьма непостоянной.

В связи с этим понятно стремление американцев свести в воздухе в ходе боевых учений свои истребители F-15C не просто с самолетами-имитаторами, изображающими российские боевые машины семейства Су-30/ Су-35, а с реальными образцами этих истребителей, в кабинах которых находятся пилоты не американской, а иной школы летного мастерства. Такая возможность представилась уже при их участии в учениях «Коуп Индия-2004», но в полной мере она реализовалась в 2008 году, когда боевая группа самолетов индийских ВВС прибыла на авиабазу Неллис ВВС США в штате Невада для участия в очередных учениях «Рэд Флэг». Пилотируемые индийскими летчиками истребители Су-30МКИ сменили здесь традиционно используемые для имитации «красных» машины так называемой «агрессорской» эскадрильи, максимально приблизив имитируемые боевые действия к реальным условиям.

По результатам этих учений приведенное выше мнение капитана ВВС США М.Мени относительно боевой эффективности Су-30МКИ в ближнем воздушном бою, сделанное после учений «Коуп Индия-2005», может быть дополнено распространенным через интернет (портал Jon Tube) сообщением неназванного американского летчика: «Пилоты F-15C смогли эффективно противостоять применению индийскими летчиками свойств сверхманевренности истребителя Су-30МКИ при выполнении ими маневров типа «Молот». Пилотам F-15C надо было только точно поймать момент, когда, взяв ручку управления самолетом на себя и потянув назад РУД, можно поймать на прицел пушки самолет противника, который, потеряв скорость после достижения верхней точки выполняемого маневра, начинает беспомощно падать вниз». (Упомянутый американским летчиком боевой маневр «Молот» впервые был продемонстрирован на выставке «Фарнборо-96» на самолете Су-37. Эта фигура высшего пилотажа получила тогда наименование «Кульбит».)

Данный факт, составивший один из результатов учений «Рэд Флэг-2008», не очень афишировался. Командование ВВС США опасалось, что в случае, если сведения о превалирующей боевой эффективности стоящих на вооружении американской военной авиации истребителей F-15C дойдут до лиц, принимающих решения в соответствующих комиссиях Конгресса Соединенных Штатов, опять возникнут старые проблемы с выделением финансирования на программу истребителя 5-го поколения F-22 «Рэптор». Командование ВВС США более устраивало поддержание той версии о полной неэффективности существующих истребителей F-15C в сравнении с истребителем Су-30МКИ, которую с таким трудом удалось создать после боевых учений «Коуп Индия-2004».

Очевидно, это обстоятельство заставило неназванного американского участника боевых учений «Рэд Флэг-2008» дополнить свое сообщение дополнительным пояснением, что в кабинах F-15 на этих учениях находились пилоты не той квалификации, которую имели пилоты F-16C, участвовавшие за три года до этого в боевых учениях «Коуп Индия-2005». Это были летчики, прошедшие специальную подготовку по ведению ближнего воздушного боя со сверхманевренными самолетами противника, роль которых при проведении этой подготовки выполняли истребители F-22 «Рэптор». Данное пояснение было резюмировано специальной оговоркой: «Продемонстрированное преимущество F-15C в ближнем бою, безусловно, является преходящим явлением. Поняв свою слабость в тактическом ведении ближнего воздушного боя с использованием элементов сверхманевренности, индийские летчики, безусловно, найдут со временем приемы, позволяющие им, используя маневренные свойства истребителей Су-30МКИ, противостоять в воздухе истребителям F-15C, пилотируемым летчиками американских ВВС».

Предположение американского участника учений «Рэд Флэг-2008» о возможно скорой адаптации индийских летчиков к боевым приемам авиационного воздушного боя, освоенных пилотами американских истребителей F-15C, не лишено основания. Ведь, согласно опубликованным ранее в печати данным, ежегодный налет строевых летчиков истребительной авиации ВВС США составляет 250 часов, а в индийских ВВС он доходит до 300 часов. (Для справки заметим, что для отечественной практики годовой налет летчиков-истребителей 120 часов является пока что планируемой целью.)

В заключение необходимо сказать следующее. Истребители семейства Су-30/Су-35, являющиеся в последние годы основным экспортным продуктом отечественного авиапрома, стали предметом пристального внимания в проводимых за рубежом исследованиях по сравнительной оценке боевых самолетов. Начатое британским агентством DERA еще в начале 1990-х годов сравнение этих российских машин с новыми образцами западных истребителей продолжается до сих пор. И здесь появляется много неожиданных результатов, которые могут восприниматься как «недоразумения», если не учитывать, что в реальных условиях боевого применения истребитель уже давно перестал быть изолированным объектом, а стал элементом боевой системы, эффективность которой есть нечто большее, чем летное совершенство самолета, демонстрируемое в ходе авиационных шоу на международных выставках. Вячеслав Володин - кандидат технических наук
 
Категория: Авиапром | Добавил: Админн
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Наш проект

 
Индия

 
«Деловой мир» в мире

 
Наши услуги

 
Конфиденциально


Нам стало известно, что…

 
Мировая экономика

Деньги
Тенденции
Рынки

 
Мировые лидеры

ЕС
Китай
США

 
Мировые блоки

G-8
G-20
БРИК
АТЭС
ВТО
ОПЕК
СНГ
ШОС

 
Мировой кризис

Корни
Проблемы
Перспективы
Великая депресия 30-х годов

 
Тенденции

Природа и люди
Футурология

 
Секреты архивов

Забытая история
Информационные войны
Прямая речь

 
Мировая пресса

Financial Times
Wall Street Jornal
Forbs, США
Der Tagesspiegel, Германия

 
Курс валют

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00

 
Мировые рынки

Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

 
Фондовые рынки

LASTCHANGE%
Dow Jones0.000.000.00
S&P 5000.000.000.00
Nasdaq Comp0.000.000.00
Nasdaq 1000.000.000.00
FTSE 1000.000.000.00
DAX0.000.000.00
AEX0.000.000.00
CAC 400.000.000.00
SMI0.000.000.00
RTS0.000.000.00
USD Index0.000.000.00

 
Прогноз погоды

 
Оценка сайта



 
Концепция Сергея Филатова © 2009